Уединение простого человека – путь к порочности?
Неоднозначным вопросом в религии является уединение. Люди привыкли смотреть на это с крайностью, будто уединение – это верный путь к отшельничеству. Однако все мы должны смотреть на то, что говорили об этом ученые нашей Уммы.
У всего есть крайности, и у всего есть свои условия. Это мы наблюдаем и в случае с уединением. История показывает, что у каждого из предшественников была своя «программа» поклонения и достижения довольства Всевышнего. Когда у них спрашивали о самых лучших видах поклонения, они не говорили об одинаковых вещах. Кто-то рассказывал о намазе, кто-то называл милостыню, а кто-то делал акцент на пост. Каждый случай индивидуален, ведь характер, темперамент и привычки у людей разные.
Поэтому кому-то уединение приносит пользу, а кому-то нет. Кто-то испытывает сильную нужду в долгом уединении и извлекает из этого огромную пользу для своей души. Другой нуждается лишь в коротком уединении, чтобы собраться духовными силами и продолжить обыденную жизнь. А кому-то уединение может принести вред, ведь некоторые люди, оставшись одни, склонны совершать великие грехи.
О законности и достоинстве уединения ученые нашей Уммы оставили много наставлений. Так, например, Малик ибн Динар (да помилует его Аллах) сказал: «Праведные люди делали друг другу наставление о трех вещах: молчании, частой просьбе о прощении и уединении».
Юсуф ибн Асбат рассказал: «Как-то я был с Суфьяном ас-Саури в Запретной мечети. Там он сказал мне: «Клянусь Аллахом, кроме которого нет иного божества, и клянусь Господом этой Каабы, уединение является разрешенным».
Выше мы говорили, что не всем подходит уединение. Порочным людям зачастую следует быть в праведном обществе, чтобы им было легче удерживаться от греха. Также считал и Суфьян ас-Саури (да помилует его Аллах): «Тавус уединялся у себя дома. Когда его спросили об этом, он сказал: «Уединение ученого – потребность (хайф), уединение простого человека – путь к порочности».
7 легких способов защитить себя от греха
Для чего же нужно уединение?
Отдаление от греховного. Отношение предшественников к грехам отличалось от нашего. Мы не видим ничего такого в «приятных» разговорах за чаем, приправленных сплетнями и ложными слухами. Оберегание взора стало сильно затруднительным в больших городах. Что касается наших великих праведников древности, то они считали свои слова от пятницы к пятнице, знали, за какой грех Аллах ниспосылает им то или иное несчастье. Несмотря на меньшее количество грехов, они больше нас всех боялись за свое положение в загробном мире и в День Суда. Поэтому они и уделяли такое внимание уединению и видели его одним из средств защиты от греха.
'Амр ибн Кайс сказал: «Если будешь заниматься собой, забудешь о людях, если же будешь заниматься делами других, будешь пренебрегать собой».
Избегание бесполезных разговоров и встреч с нежелательными людьми. Передается, что аль-'Аббас ибн аль-Валид ибн Наср сказал: «Как-то мы отправились к Бишру ибн Мансуру после 'аср намаза. Когда Бишр вышел, мы поняли, что он расстроен. Я спросил его: «Абу Мухаммад, мы, возможно, отвлекли тебя?» Тогда он, пробормотав что-то невнятное, сказал: «Не буду скрывать, я читал Коран», тем самым дав понять, что мы его действительно отвлекли. Затем он сказал: «Мало таких, при встрече с которыми я бы мог извлечь пользу». Бишр ибн Мансур также говорил: «В каком бы обществе я ни был, после расставания с ним я всегда понимал, что не извлек из этого пользу».
Известный ученый и аскет, Фудайль ибн Ияд говорил: «Мне очень не нравится слышать стук в дверь, далеко это или близко (то есть, когда ученики приходят к нему за знаниями). Я бы хотел, чтобы распространился среди людей слух о моей смерти, и я не слышал, что люди упоминают обо мне. Меня охватывает страх, когда я слышу голоса людей, пришедших брать хадисы (страх перед возможностью впасть в показуху)».
Передается, что Салих аль-Марри сказал: «Однажды 'Ата сказал мне: «Абу Бишр, я желаю смерти, но не думаю, что найду в ней успокоение. Я узнал, что дела мертвеца прекращаются, тем самым он избавляется от совершения грехов и нанесения вреда себе. Живой человек каждый день находится в опасности из-за своей души, а закончится это лишь после смерти».
Отчужденность людей. В современном мире социальность приобрела новые черты. Теперь общаться стало намного проще. Для мессенджеров и социальных сетей нет понятия расстояния. Соответственно и друзей у людей стало больше. Но друзья ли они? Люди столько общаются, но они так чужды друг к другу. Настоящих друзей, на которых можно положиться и полностью довериться, обрести сейчас очень сложно. Суфьян ас-Саури (да помилует его Аллах) говорил: «Города стали одинокими и чуждыми, и я думаю, что это будет только усугубляться».
Также он говорил: «Перед Судным днем будьте чаще в своих кельях (местах поклонения и уединения), ведь они являются вашими домами». Ваки' передал, что люди видели, как Суфьян ас-Саури ел табахидж. Он как-то сказал об этом: «Я не запретил вам кушать, но смотрите, что вы едите, смотрите, с кем общаетесь и если говорите, обращайте внимания на то, что вы говорите. Как я могу запретить вам кушать, ведь Всевышний Аллах сказал: «Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте».
О достоинстве уединения и греховности самообольщения Фудайл ибн 'Ияд сказал: «Если бы я встретил человека, вокруг которого собрались люди, то подумал бы, что он сумасшедший, ведь кто не любит украшать свои речи, когда возле него соберутся люди?» Также он говорил: «Береги свой язык, займись своими делами (а не чужими), цени отведенное тебе время и будь смиренным (не зазнавайся)». Аль-Хусейн Ибн Зияд сказал: «Как-то я навестил Фудайла. При встрече он сказал мне: «Возможно, ты думаешь, что в этой Запретной мечети есть человек, который хуже тебя. Если это так, то ты проходишь через большое и очень опасное испытание».
Возможность больше поклоняться Всевышнему Аллаху. Еще одной причиной, из-за которой предшественники любили уединение, являлось возможность без посторонних глаз поклоняться Всевышнему и наслаждаться чтением Корана. Убайдуллах ибн Мухаммад аль-Кирмани сказал: «Как-то я вошел к Мухаммаду ибн ан-Надру аль-Хариси и сказал ему: «Мне кажется, ты избегаешь общества людей», на что он ответил положительно. Я спросил его: «Разве тебе не одиноко?» Он ответил: «Как мне может быть одиноко, когда Всевышний сказал: «Я с тем, кто поминает Меня».
Требование знаний. Абдуллаха ибн аль-Мубарака как-то спросили: «Ты молишься с нами, но почему ты не сидишь с нами?» Он ответил: «Я следую за сподвижниками и табиинами». Его спросили: «А где же сподвижники и табиины?» Он ответил: «Я уединяюсь и изучаю их слова и поступки. А что я буду делать, оставшись в вашем обществе? Вы сплетничаете за спинами людей».
3 главных качества тех, кто верит в Аллаха и в Судный день
Взято из книги «Раудат аз-Захидин»