Есть три разновидности клятв:
1. Ямин лагв (непреднамеренная клятва).
К этому виду относятся пустословные клятвы, что произносятся без осознания, а также клятвы, основанные на предположении. Например, когда человек клянется, что видел кого-то, если ему лишь кажется, что видел его, но он не уверен в этом. За нарушение подобных клятв искупления в религии не предусматривается. Доказательством тому являются слова Аллаха: «Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца. Аллах – Прощающий, Выдержанный» («Аль-Бакара», аят 225). Однако тем, кто часто клянется без осознания, из привычки, необходимо избавиться от этой привычки, так как в этом нет ничего благого.
2. Ямин гамус (ложные клятвы).
Данный вид относится к тем случаям, когда человек клянется о том, чего не было и чего не будет. Такая клятва считается великим грехом, которому, по мнению ханафитских ученых, нет искупления, кроме покаяния. Человек, который ложно поклялся, упоминая имя Всевышнего Аллаха, должен раскаяться в содеянном и твердо решить больше не возвращаться к этому греху. Всевышний Аллах говорит: «Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за ничтожную цену, нет доли в последней жизни. Аллах не станет говорить с ними, не посмотрит на них в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания» («Алю Имран», аят 77). Следует также помнить, что кроме покаяния, если по причине ложной клятвы пострадали люди, то поклявшемуся надо возместить ущерб и попросить у них прощения.
3 вида клятв в исламе и 3 вида искупления за их нарушение
3. Ямин мун'акида (клятвы относительно события, которое произойдет в будущем).
Когда человек клянется, что сделает или не сделает что-то, это относится к «ямин мун'акида». Чтобы клятва была законной человек должен поклясться именем или атрибутом Аллаха, либо же теми словами клятвы, что распространены в его местности (Ибн Абидин, «Радд аль-мухтар», 7 том, 478, 481-486).
Если человек клянется, что сделает что-то, что не запрещено шариатом, или что оставит то, оставление чего не запрещено шариатом, то он должен будет выполнить клятву, иначе ему придется искупить ее (Маргинани, «аль-Хидая», 4 том, 13).
Почему в Коране Всевышний Аллах клянется Меккой?
Из книги «Фатвалар»