В действительности, причиной вхождения человека в Райскую обитель являются не совершенные благодеяния, а милость и щедрость Всевышнего Аллаха. Следующие аяты становятся причиной разногласий:
«Мы исторгнем из их сердец (со стремлением вечного пребывания) злобу, и под ними (из их лож и деревьев райских садов) будут протекать реки. Они (когда войдут в райские сады) скажут: «Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас. И посланники Господа нашего принесли истину».
Им будет возвещено (со стороны Всевышнего Аллаха): «Вот Рай, который вы унаследовали (и заслужили милость Аллаха в качестве наследства) за то, что совершали» (сура «Аль-Араф», аят 43). В частности выражение: «Вот Рай, который вы унаследовали за то, что совершали».
Согласно пояснениям муфассиров, этот аят не входит в противоречие с хадисом, переданный Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах). Согласно хадису, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Ни один из вас не войдет в Райскую обитель по причине совершенных благих дел».
Услышав его слова, сподвижники Пророка спросили: «Даже ты (не войдешь), о, посланник Аллаха?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да, даже я (не смогу войти), кроме как по милости и щедрости Аллаха» (Бухари, Марза:19, №5349, 5/5349, 5/2147; Муслим, Мунафикун:17, №2816, 4/2169).
Вход в райские сады осуществится только по милости Всевышнего Аллаха, а положение и ступени распределят согласно деяниям.
Собственно, деяния по своей сути (просто из-за их наличия) не являются гарантией для входа в райские сады. Вход осуществится по милости и прощению Всевышнего Аллаха, так сделал деяния причиной и условием для вхождения в Райскую обитель.
5 людей, которых не любит Аллах
Также следует задуматься о том, что ни один верующий не сможет совершить праведное дело без милости и дозволения Всевышнего Аллаха. Так как благое деяние совершается по милости Всевышнего Аллаха, практически вход в райские сады осуществится по милости Всевышнего Аллаха. Таким образом, Всевышний Аллах воздал Своим рабам за благие дела, которые они совершали в земной обители.
Алуси (да будет доволен им Аллах) так завершил эту тему:
«Заблудшая секта мутазилитов неправильно истолковала этот аят и утверждали, что вход в райские сады осуществится не по милости и щедрости Всевышнего Аллаха, а по причине совершенных благих дел. Они своими воззрениями пришли к глубокому заблуждению. Здравомыслящий верующий как произнесет такие слова: «Мне достаточно моих благих дел, я не нуждаюсь в милости Аллаха». В крайнем случае, он может сказать: «Всевышний Аллах соизволил и связал вход в райские сады с благими деяниями, без его соизволения, этого не случилось бы».
Я не слышал более смелых заявлений от других, кроме как от мутазилитов, по этой теме, как и по множеству других вопросов. Если следовать логике их слов, получается, что предоставление Райской обители и вечных благ – это обязательство Всевышнего Аллаха, который далек от приобретения выгода и ущерба, перед Своими рабами. Получается, что в этом вопросе отсутствует какое-либо покровительство и благо со стороны Всевышнего Аллаха! Получается, как будто, выплаченный долг хозяину, обязательство разместить их в райских садах! Всевышний Аллах превыше всех слов, которое здесь было сказано. Это большая клевета и отрицание многочисленных хадисов» (Тафсир аль-Алуси, аят, имеющий отношение к теме).
В комментарии Шейхзаде к тафсиру «Рух аль-байан» отмечается, что если здесь подразумевается: «Этот аят свидетельствует о том, что рабы Аллаха войдут в райские сады согласно своим деяниям. В то время как передает Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Никто из вас не сможет войти в райские сады, в том числе я. Кроме как по милости и щедрости Аллаха (войдут в Райскую обитель) (Бухари, Марза:19, №5349, 5/2147; Муслим, Мунафикун:17, №2816, 4/2169).
В таком случае как же найти точки соприкосновения аята и хадиса?» Я вам отвечу:
«По сути деяния не гарантирует вход в Райскую обитель, но Всевышний Аллах дал обещание тем, которые совершают благодеяния, и воздаяние по Своей щедрости и благоволению. Его обещание о милости и щедрости для совершавших благодеяния осуществится в качестве воздаяния за благие дела и по этой причине благие дела стали условием входа в райские сады. Поэтому был ниспослан аят:
«Им будет возвещено: «Вот Рай, который вы унаследовали за то, что совершали» (сура «Аль-Араф», аят 43).
Как сообщается в предании:
«В Судный день будет сказано обитателям Рая: «Пройдите мост Сират по Моему прощению, войдите в Райскую обитель по Моей милости, разместитесь там согласно своим деяниям» (Самарканди, Бахр аль-улюм, 1/542; Исмаиль Хаккый, Рух аль-байан, 3/163; ибн Аджиба, аль-Бахр аль-мадид, 2/354).
Как вы видите, эти райские сады – это Райская обитель деяния и люди разместятся в ней согласно деяниям. Если кто-то стоит превыше остальных своими качествами, его месторасположение в райских садах также будет выше, чем у остальных.
В этой ситуации не имеет значения, что этот человек с достойными качествами окажется ниже в других вопросах, чем остальные. Потому что каждому деянию соответствует своя Райская обитель и поэтому у его обитателей возникнет превосходство в ступенях.
Наивысшая ступень Рая, которую сможет достичь только один человек
В хадисе, переданном Абу Бурайдой (да будет доволен им Аллах), сказано:
«Однажды утром посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к Билялю (да будет доволен им Аллах), пригласив его: «О, Биляль! Какими делами ты опередил меня в Райской обители? Каждый раз, когда я входил в Райскую обитель, я всегда слышал твои шорохи впереди. В прошлую ночь я также был в Райской обители, и также слышал твои шорохи впереди меня». Биляль (да будет доволен им Аллах) в ответ:
«Каждый раз когда я читаю азан, я совершаю дополнительную молитву в два ракаата. Когда у меня портится омовение, я обязательно совершал его и задумывался о том, что у Аллаха право на два ракаата молитвы (и я совершал эти два ракаата). В тот момент посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Как раз по этим двум причинам (ты достиг такой чести)» (Тирмизи, Манакиб:18, №3689, 5/620; Муслим, Фадаиль ас-сахаба:19, №2457, 4/1908).
Таким образом, мы осознали, что более высокое положение в Райской обители – это достоинство, приобретаемое деяниями.
Из чего можно заключить, каждое деяние, будь это соблюдение обязательных или дополнительных предписаний, или совершение благодеяния, или оставление запретных или нежелательных деяний, обладает своей особой Райской обителью и благами, которые приобретут заслуживающие райских садов» (Исмаиль Хаккый, Рух аль-байан, аят, имеющий отношение к теме).
Из книги «Ответы на вопросы о Райской обители»