Передано, что Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Я спросил: «О Посланник Аллаха, что тебе дороже: кусок хлеба, которую я отдал в качестве садака, или нафль (дополнительная) молитва в сто ракаатов?»
Пророк (мир ему) ответил: «Для меня дороже кусок хлеба в качестве милостыни, чем нафль-намаз в двести ракаатов».
Я сказал: «О Посланник Аллаха, что тебе дороже: выполнение нужды одного мусульманина или нафль-намаз в тысяча ракаатов?»
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Для меня дороже выполнение нужды мусульманина, чем совершение нафль-намаза в сто ракаатов».
Анас сказал: «О, Посланник Аллаха, что тебе дороже: оставление харама или нафль-намаз в сто ракаатов?»
Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Для меня дороже оставить один кусок харама, чем совершить намаз в две тысячи ракаатов».
Анас спросил: «О, Посланник Аллаха, что тебе дороже: оставить сплетни или же нафль-намаз в две тысячи ракаатов?»
Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Для меня лучше оставить сплетни, чем совершить нафль-намаз в десять тысяч ракаатов».
Анас спросил: «О, Посланник Аллаха, что тебе дороже, исполнение нужды вдовы или же совершение нафль- намаза в десять тысяч ракаатов?»
Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Для меня дороже исполнить нужду вдовы, чем совершить нафль-намаз в тридцать тысяч ракаатов».
Анас спросил: «О, Посланник Аллаха, что тебе дороже быть вместе с детьми или же в мечети?»
Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Для меня дороже посидеть один час рядом с детьми, чем совершить игтикяф в мечети».
Анас спросил: «О, Посланник Аллаха, что для тебя дороже, расходование имущества для своих детей или же расходование имущества на пути Аллаха?»
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Для человека один серебряный дирхем, потраченный для своей семьи лучше, чем сто золотых, израсходованных на пути Аллаха».
Анас спросил: «О, Посланник Аллаха, что тебе дороже, совершать добро по отношению к родителям или тысячу лет поклоняться Аллаху?»
Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «О Анас, пришла истина, исчезла ложь. Для меня дороже совершать благое родителям, чем поклоняться две тысячи лет».
Передано от Абу Кабши, что посланник Аллаха (мир ему) сказал, что в мире есть четыре группы людей.
К первой из них относится такой раб, которому Аллах даровал знание и богатство.
Этот человек, опираясь на свои знания, правильно расходует свое богатство.
Ко второй относится такой раб, которому Аллах даровал знания, но не дал богатство.
И этот человек говорит: «Если бы Аллах дал мне столько же богатства, сколько дал тому человеку, я бы также расходовал его».
Вознаграждения у этих людей будут одинаковыми.
К третьей относится такой раб, которому Аллах даровал богатство, но не дал знание. Он из-за своего невежества расходует свое богатство в ненужных целях.
К четвертой группе относится такой раб, которому Аллах не дал ни богатства, ни знаний. Этот человек говорит: «Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то4. Их грехи будут равными».
Передано от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «Поистине, в раю есть один шатер, внутри шатра видно, что снаружи, снаружи видно, что внутри».
Его спросили, кто же будет обитателем этого шатра. Пророк (мир ему) ответил: «Там будут жить те, кто кормил людей, говорил благие слова, всегда соблюдал пост, распространял салям (мир) и совершал молитву ночью, когда другие люди спали».
Они сказали: «О Посланник Аллаха, поистине, люди, о которых ты сказал, достойны жить в этом шатре. У кого же хватит сил совершать эти деяния?»
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Кто говорил: «СубханаЛлахи вальхамду лиЛляхи ва ля иляха иллаЛлаху ваЛллаху акбар», - тот является изрекающим благие слова. Кто кормил свою семью, тот получил за это награду. Кто постился в месяц рамазан, тот является постящимся постоянно.
Кто встретил своего брата - мусульманина и приветствовал его, тот распространил мир. Тот, кто совершил ночной и утренний намаз, когда другие люди спали, тот, поистине, является исполнившим намаз ночью». То есть под словами «когда другие люди спали» Посланник Аллаха (мир ему) не имел в виду тех, кто не из его уммы.
Возможно, он (мир ему) имел в виду, что те, кто спит во время ночного и утреннего намаза, не из его уммы. Великий и Всемогущий Аллах знает лучше.
________________________________________________
1. Имеется в виду, естественно, расходование средств на благие дела, иначе говоря, на всё то, что является обязательным или рекомендуемым по Шариату.
2.Эти слова можно понимать и как пожелание гибели самому скупцу, и как пожелание того, чтобы он лишился накопленных им денег.
3.Непрерывное пребывание в мечети.
4. Имеется в виду такой человек, который распоряжается своими средствами неправильно.
Из книги "Танбихуль гафилин"