Худшее, что постигает людей из испытаний и бед, - это беспечность по отношению к Вечному миру и подготовке к нему. Великий исламский богослов Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) относительно беспечности и ее причин сказал:
«Как-то я прочел аят:
قُلْ أَرَأَيْتُمْ إِنْ أَخَذَ اللَّهُ سَمْعَكُمْ وَأَبْصَارَكُمْ وَخَتَمَ عَلَى قُلُوبِكُم مَّنْ إِلَهٌ غَيْرُ اللَّهِ يَأْتِيكُم بِهِ انظُرْ كَيْفَ نُصَرِّفُ الْآيَاتِ ثُمَّ هُمْ يَصْدِفُونَ
«Скажи: «Как вы думаете, если Аллах отнимет ваш слух и ваше зрение и запечатает ваши сердца, какое божество, кроме Аллаха, вернет вам все это?» Посмотри, как Мы разъясняем знамения, однако они все еще отворачиваются» (аль-Ан'ам, 36), и для меня открылся один из его смыслов, некий знак, от чего я был вне себя от радости.
Если в аяте Всевышний Аллах имел в виду буквально то, что отнимет у людей слух и зрение, то это значит, что Он лишит их средств постижения истины, ведь слух и зрение доводят то, что они восприняли, до сердца, которое размышляет над этим и извлекает для себя пользу. Та информация о внешнем мире, которая поступает к здравому сердцу посредством слуха и зрения, указывает на Создателя, приводит человека к подчинению Ему и предостерегает от скверной участи ослушании.
Если же в аяте имелось в виду лишение пользы от слуха и зрения, то это бы значило, что человек не смог бы постичь истину посредством своих чувств. Будучи поглощенным своими страстями, человек не понимал бы того, что видит или слышит, не смог бы размышлять над этим и извлекать для себя пользу, а сердце его было бы беспечным и безразличным к истине.
Такой человек бродил бы по свету, не зная, что от него требуется в этом мире; наставления не приносили бы никакой пользы ему, и он не находил бы отклика в своем сердце, когда он слышал аяты из Корана; он бы не понимал, где находится, и куда ведет его путь; он бы радовался мимолетным наслаждениям бренного мира, не размышляя о том, что его может ждать в мире ином.
Один поэт сказал: «Люди находятся в беспечности, а смерть пробуждает их. Они не могут очнуться, пока не закончится их жизнь. Проводив своих близких в последний путь и увидев, как их похоронили в могилах, они возвращаются к своим пустым мечтам, как будто и не видели ничего (не извлекли урока)».
Таково положение большинства людей. Прибегаем к Аллаху от того, чтобы Он лишил нас пользы от слуха и зрения, и удалил нас от подобного скверного положения».
Сайд аль-Хатыр, стр. 105, Ибн аль-Джаузи