«Аллаху принадлежат и восток, и запад. Куда бы вы ни повернулись [при совершении намаза], там кыбла Аллаха [которой Он доволен]. Поистине, Аллах – Всеохватывающий, Знающий [намерения и поступки каждого]» (сура «Аль-Бакара», аят 155).
В риваяте, переданном от Амира ибн Рабиа, сообщается:
«Однажды темной ночью мы были вместе с посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Мы не могли определить, где находится кыбла, и поэтому каждый совершал намаз, исходя из собственного мнения.
Когда же настало утро, об этом рассказали посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). И тогда был ниспослан аят «Аллаху принадлежат и восток, и запад. Куда бы вы ни повернулись (при совершении намаза), там кыбла Аллаха (которой Он доволен)...»(Тирмизи, Тафсируль-Коран, 2/3, хадис № 2957). Тирмизи упоминал о том, что данный хадис является «гарибом», так как Ашас, один из передатчиков этого хадиса, является слабым рави.
В другом риваяте, так же переданным Тирмизи, но уже от Ибн Умара, сообщается, что данный аят был ниспослан по поводу совершения намаза сидя верхом на верховом животном. В этом хадисе говорится:
«Когда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) переселялся из Мекки в Медину, то он совершал нафиль-намазы сидя верхом на своем животном, в какую бы сторону оно не поворачивалось. И вот по этому поводу был ниспослан аят «Аллаху принадлежат и восток, и запад. Куда бы вы ни повернулись...» (Тирмизи, Тафсируль-Коран, 2/4, хадис № 2958). Тирмизи указывал, что данный хадис хасан-сахих. Этот же риваят был передан Муслимом так же от Ибн Умара (Муслим, Мусафирин, 33, 37).
Так же было сказано, что одна группа людей ночью не могла определить направление на кыблу, и поэтому все совершали намаз в разные стороны. Когда же настало утро, то стало понятно, что люди совершали намаз не в ту сторону, но это являлось уважительной причиной (Абдуллах ибн Ахмад ан-Насафи, Мадарикут-Танзиль ва Хакаикут-Тавиль, 1/120).
Катада говорил, что аят «Куда бы вы ни повернулись (при совершении намаза), там кыбла Аллаха (которой Он доволен)...» был ниспослан в отношении Наджаши. Когда Наджаши умер, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) позвал всех жителей Медины выйти за ее пределы для совершения джаназа-намаза по нему.
Люди сказали: «Как мы можем совершать джаназа-намаз по тому человеку, который совершал намаз в другую сторону от нашей киблы?!» Король Эфиопии Наджаши имя которого на арабском звучало как Атиййа, совершал намаз в сторону Бейтуль-Макдис, а к тому времени когда он умер, мусульмане уже совершали намаз в сторону Каабы. В связи с этим и был ниспослан этот аят. Джаназа-намаз по Наджаши состоялся в девятом году хиджры (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Коран, 2/56).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса сообщается, что о смерти Наджаши посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сообщил Джабариль, а совершение по нему джаназа-намаза было приказано Аллахом Всевышним, и приводятся детали этого. (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 31).
В соответствии с четвертым мнением, аят «Куда бы вы ни повернулись (при совершении намаза), там кыбла Аллаха (которой Он доволен)...» был ниспослан в год Худайбийи вместе с аятом «Кто же более несправедлив, чем препятствующий поминанию в мечетях Аллаха Его имени, и стремящийся разрушить их?», когда многобожники отказались пустить мусульман в Мекку (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Коран, 2/57).
В отличие от вышеприведенных риваятов, в риваяте, переданном от Джурайджа, сообщается, что когда был ниспослан аят «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» (сура «Гафир», аят 60), люди спросили: «В какую сторону нам обращаться с нашими мольбами?». Тогда и был ниспослан аят «Куда бы вы ни повернулись (при совершении намаза), там кыбла Аллаха (которой Он доволен)...» (Табери, Джамиуль-Байан, 1/402; 2/93).
Из книги «Асбабун Нузуль»