«Нет ничего страшнее для благодеяний, чем самодовольство и показуха», – говорили мудрецы нашей Уммы. Действительно, довольство собой и стремление к похвале и признанию являются губительными недугами сердца, а его лекарством – искренность.
Тщетны те деяния, которыми человек добивается довольства творений. Первые поколения ученых хорошо понимали эту истину, поэтому они всеми силами избегали показухи и очень усердно берегли свои намерения.
В этой статье мы продолжаем знакомство с отрывками из жизни выдающихся ученых и мудрецов. Разбираемые нами истории и рассказы показывают, как предшественники серьезно относились к такой теме, как искренность.
Начало: 8 примеров искренности предшественников
5. Шейх аль-ислам и выдающийся ученый IX века – Мухаммад ибн Аслям ат-Туси – отличался своей аскетичностью и богобоязненностью от многих других ученых.
Табиины говорили, что Абдуллах ибн Мас'уд по нраву и поведению был очень похож на Пророка (ﷺ), а Мухаммад ат-Туси, по словам некоторых табиинов, был сильно похож на Ибн Мас'уда.
Слуга ат-Туси, Абу Абдуллах сообщил: «Мой хозяин закрывался у себя дома, взяв с собой сосуд с водой. Я не знал, почему он брал с собой воду, пока однажды не услышал у него дома плач его сына. Ребенок плакал, а его мать тщетно пыталась его успокоить. Я спросил у нее о причине плача ее сына, и она сообщила, что дома Мухаммад ат-Туси читает Коран и сильно плачет. Из-за его плача начинает плакать ребенок. Вода же ему была нужна для того, чтобы умыть свое лицо, прежде чем выйти на улицу. Так ученый не хотел, чтобы люди узнали о том, что он плакал».
6. Сообщается, что однажды Абдуллах ибн Мухайриз отправился на рынок купить себе одежду. Он стал рассматривать товар у одной лавки. Там его узнал некий мужчина и сказал хозяину лавки: «Это же Абдуллах ибн Мухайриз». С большим уважением торговец предложил ученому свой лучший товар, на что тот рассердился и сказал: «Мы покупаем вещи за деньги, а не за свою религию!»
Великий табиин боялся пользоваться своим положением ради личной выгоды, потому что он прекрасно знал, как самодовольство и тщеславие губит человеческие души.
7. Ибн Абу Я'ля в своей знаменитой книге «Табакат аль-ханабиля» («Поколения ученых ханбалитского мазхаба») сообщил интересную историю о знаменитом ученом и передатчике хадисов – Абд аль-Гани аль-Макдиси. Абд аль-Гани по какой-то причине был заключен в тюрьме в Иерусалиме. В одной камере с ним была группа иудеев и христиан.
Однажды ночью ученый встал на намаз и начал читать Коран. Дойдя до определенных аятов, ученый стал громко плакать, и его плач продлился до самого утра.
Наутро его сокамерники отправились к стражнику и сказали: «Выпускай нас, ведь мы приняли ислам». Стражник спросил: «Это Абд аль-Гани призвал вас?» Те ответили: «Нет, но в эту ночь мы поняли, насколько будет ужасным День суда!»
8. Хасан аль-Басри считается одним из первых аскетов и великим исламским богословом. Родился и вырос в Медине, в доме жены посланника Аллаха, Умм Салямы, служанкой которой была его мать.
Хасан аль-Басри брал знания у многих сподвижников, поэтому его высказывания и наставления очень ценны. В одном из своих наставлений он сказал: «Я знал людей, которые заучивали Коран целиком так, что никто об этом не догадывался. Я видел таких, которые могли тайком ночью выстаивать молитвы, в то время как у них гостили люди. Я жил в обществе таких людей, которые если могли совершать благие поступки тайно, то никогда не совершали их при людях».
Islam-today