Когда в наших делах что-то не складывается, мы расстраиваемся. Или сердимся. Это может быть первой эмоциональной реакцией. Однако важно, как скоро мы с нею справимся и вообще собираемся ли это делать?
Умение быстро приходить в себя - показатель хорошего самообладания. В случае с гневом это представляется особенно трудным. Однако если человек научится преодолевать себя, то может надеяться на высшее блаженство - счастье в Ахирате.
Так, Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) обратился как-то к Пророку Мухаммаду (мир ему), со словами: «О, Расуль, поведай мне, какое из дел приблизит меня к Раю и отдалит от Ада?» На что получил ответ: «Не гневайся, и ты будешь в Раю!»
10 способов побороть гнев с помощью Сунны
Гнев может возникнуть как реакция в случае несовпадения наших ожиданий с реальностью. Однако при всей естественности эту эмоцию нельзя пускать на самотёк . Последствия могут быть губительными и для самого человека, и для окружающих.
Вместе с тем, не всегда понятно, как брать себя в руки. Ведь самовнушением «я спокоен, я спокоен» вряд ли обойдёшься.
Для мусульманина всегда есть выход в его религии. И это не красивые слова, а правда, о которой, увы, забывают.
Какие же реальные успокоительные меры в моменты негодования предлагает Ислам?
Эти простые слова могут избавить вас от всех ваших проблем
1. Произнести слова защиты от шайтана: «А'узу биЛлях».
Как правило, всё, что выводит человека из равновесия, а также отдаляет от поминания Аллаха, бывает результатом вмешательства шайтана. Поэтому в такие минуты первым делом необходимо отдалить от себя проклятого: «А если шайтан будет [пытаться] наущать тебя, то прибегни к Защите Аллаха, поистине, Он - Слышащий [твои просьбы о помощи], Знающий [о том положении, в котором ты находишься]» (сура «Араф», 200).
Рассказывается случай, когда Пророк (мир ему) разнял и успокоил двух поссорившихся мужчин словами «А'узу биЛлях».
2. Произнести слова «Ля хавля ва ля куввата илля биЛлях» - «Сила и мощь принадлежат только Аллаху».
Неприятность, вызвавшую наше гневное переживание, послал Аллах. Чем раньше мы это вспомним, тем быстрее вернём себе душевное равновесие. Согласно хадису, переданному Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах): «Кто произнесёт Ля хавля ва ля куввата илля биЛлях, тот получит исцеление от 99 недугов, самым мелким из которых является беспокойство и тревога».
3. Изменить физическое положение тела.
Душа и тело - единое целое. Они влияют друг на друга. Если на душе хорошо, то на лице улыбка. Если тело здорово, то и настроение в порядке. Поэтому с гневом, как душевным сбоем, можно справиться через задействованность тела: «Когда кто-то из вас разгневается, то пусть присядет, если стоял, и пусть приляжет, если сидел» (привёл имам Ахмад; смысл).
4. Промолчать.
Рассерженный человек в запале может наговорить не просто лишнего, но такого, чего не сможет уже никогда исправить. Поэтому Пророк (мир ему) однажды в разговоре с сахабами трижды повторил: «Если кто-то из вас разгневается, пусть промолчит!» (привел имам Ахмад; смысл).
5. Обновить омовение.
Успокаивающее воздействие воды отражено в словах Пророка (мир ему) : «Поистине, гнев от шайтана. Шайтан создан из огня. Поэтому, если кто-то из вас разгневается, пусть совершит омовение» (привели имамы Ахмад, абу Дарда; смысл).
Кому-то может показаться, что гневный человек - властный и сильный. Но так ли это? Выведенный из равновесия, он себе почти не принадлежит. Власть над собой он уступил шайтану, а свои силы обратил против самого себя. Таким образом, в момент гнева душа человека не защищёна. А вместе с нею под ударом оказываются его дела, отношения, здоровье или сама жизнь.
7 секретов счастливого мусульманина
Понимая это, следует просить Аллаха об избавлении от гнева как качества и старательно прикладывать к этому все возможные усилия. Ибо Пророк (мир ему) сказал: «Силён не тот, кто может повергнуть других, силён тот, кто владеет собой во время гнева» (привели имамы аль-Бухари, Муслим; смысл).
Гузель Ибрагимова