Наша религия воспитывает в нас высокие нравственные качества. Учит добродетели на основе единобожия. Сколько бы мусульмане не черпали мудрости в ней, её обилие не знает конца. Познавшие вкус этого источника стали мудрецами и оставили нам ценные наставления, которые являются плодами их познаний. Они приносят пользу и украшают духовный мир человека, становятся лекарством для больных сердец, возвращая к пониманию сути единобожия.
Одно из таких наставлений было дано завоевателем Константинополя — султаном Фатих Мехмет ханом. Он сказал своим подчинённым следующее:
«Не спрашивайте людей о том, какая у них религия, читают ли они намаз и соблюдают ли пост. Это вопросы, которые задаёт своим рабам Всевышний! А вы спрашивайте у них о том, не голодны ли они, не нуждаются ли в чём-нибудь, не находятся ли они в затруднении. Вот вопросы, которые должны задаваться между рабами Аллаха!»
Это наставление задаёт правильный вектор отношениям между людьми. Оно возвращает верующего к самому себе. Напоминает о его положении: он не лучше других и не является хозяином чьей-либо души, чтобы выискивать её изъяны. Наоборот, каждый человек нуждается в совершении добра и проявлении милосердия к рабам Аллаха Газза ва Джаль. Лучше всего об этом должны знать верующие, ведь сказал Посланник Всевышнего ﷺ:
«Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, Аллах не лишит своей милости того, кто милосерден». Сподвижники сказали: «Каждый из нас проявляет милосердие». Пророк ответил: «Не милосерден лишь к своему брату, а милосерден ко всем людям!» (Анас ибн Малик).
Сегодня распространилось такое явление, что мусульмане спрашивают друг друга о том, какое у них вероубеждение, словно один мусульманин имеет отличие от другого мусульманина в этом вопросе! Даже когда община пророка ﷺ разделена на 73 течения, она остаётся его общиной. А если человек не окажется верующим, неужели не будет достоин он милосердия?
Однако, сам Господь милостив ко всем на этом свете одинаково! Это мы утверждаем каждый раз, когда говорим «Бисмиллахир-Рахманир-Рахим» — во имя Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том.
Подобные вопросы порождают лишь высокомерие в сердцах, разделяют единство и делают отношения между людьми неискренними. Лучше оставить это Великому Аллаху, который сам спросит каждого из нас об обязанностях, возложенных Им. Человеку следует заниматься собой и своей паствой, беспокоиться за своё положение перед Господом, как сказано в хадисах и Коране:
«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за свою паству, слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству. Таким образом, каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству» (Бухари; Муслим).
«О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе! Если вы последовали прямым путём, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали!» (сура «Трапеза», 105 аят).
Айна Замаева