Факих со своим иснадом передал от Аюба (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Поистине, когда Пророк (мир ему) находился в обществе своих сподвижников, пришел один молодой человек. Сахабов удивила молодость, сила и выносливость этого юноши. Они сказали: «О, если бы использовал он свою молодость и выносливость на пути Всевышнего Аллаха!» Услышав эти слова, Пророк (мир ему) сказал:
«Вы считаете, что на пути Аллаха только тот, кто ведёт борьбу? (Не говорите так, ибо) если человек вышел в поисках (заработка) для себя самого, воздерживаясь (от всего греховного), или если он вышел в поисках (заработка), чтобы не обращаться к кому бы то ни было с просьбами, или если он вышел в поисках (заработка), чтобы сохранить своих родителей от взора людей, то он на пути Аллаха».
Факих со своим иснадом передал от Саубана, что Пророк (мир ему) сказал: «Лучшим динаром, который (может) потратить человек, является тот динар, который он потратит для своей семьи, и тот динар, который он потратит на своё верховое животное на пути Аллаха, и тот динар, который он потратит на своих товарищей на пути Аллаха».
Абу Каляба сказал: «Пророк (мир ему) начинал с семьи (значит, наилучшее имущество - это то имущество, которое расходуется на семью). Тогда какой человек имеет больше наград, чем тот, кто зарабатывает для своей семьи?».
Передано от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «Поистине, садака подается от достатка. Высшая рука лучше, чем низшая, то есть рука дающего лучше, чем рука просящего. Начинай с тех, кого ты (обязан) содержать, то есть с семьи».
Факих сказал: «Я слышал от своего отца, сказавшего: «Сабит аль-Банани был у Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах). Он (Анас бин Малик) вспоминал то, что слышал от Посланника Аллаха (мир ему). Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Поистине, Всевышний Аллах взял на себя долг Своего раба;
Во-первых, если человек возьмет в долг деньги для никаха, опасаясь греха, и после этого не сможет вернуть долг, то, поистине, в Судный день выплату долга Аллах возьмёт на себя.
Во- вторых, долг, который был взят для того, чтобы помочь другим мусульманам выйти на путь Аллаха.
В-третьих, если человек возьмет в долг для савана, то, поистине, Всевышний Аллах в Судный день обрадует таких должников».
Затем Сабит Банани пришел к Хасану Басри и рассказал ему услышанное от Анаса. Хасан сказал: «Анас состарился и ослаб и забыл рассказать о более вознаграждаемом деле.
К числу этих должников относится также и тот, кто взял в долг для того, чтобы накормить семью и не смог выплатить долг до смерти. Его долг Всевышний Аллах возьмёт на себя. В Судный день между должниками и давшими в долг не будет рассуждения и допроса».
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему) сказал: «В небе есть два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, возмести тому, кто расходует (свои) средства1!» - а другой говорит: «О Аллах, приведи скупого к гибели2!»
Махкуль передал, что, поистине, Пророк (мир ему) сказал: «Тот, кто ищет дозволенных мирских благ, чтобы накормить своих детей и помочь своему соседу, не обращаясь к кому бы то ни было с просьбами, в Судный день явится с лицом, подобным луне в ночь полнолуния. Тот, кто ищет дозволенных благ этого мира ради увеличения своего имущества, похвалы и показухи, в Судный день встретит Аллаха разгневавшимся на него».
________________________________________________
1. Имеется в виду, естественно, расходование средств на благие дела, иначе говоря, на всё то, что является обязательным или рекомендуемым по Шариату.
2.Эти слова можно понимать и как пожелание гибели самому скупцу, и как пожелание того, чтобы он лишился накопленных им денег.
Из книги "Танбихуль гафилин"