3 уровня человеческой греховности
«Неужели верующий подобен нечестивцу? Не равны они!» (сура «Сажда», аят 18)
В приведенном кораническом аяте речь идет о том, что не могут быть равными между собой верующий человек (му'мин) и заблудший грешник, нечестивец (фасик). Всевышний Аллах задает нам вопрос: «Неужели верующий подобен нечестивцу?» И сразу вслед за этим дает свой ответ: «Не равны они!» Эти две группы людей ни в коем случае не могут быть равными, как об этом сказано в Коране. Му'мин – это тот, кто уверовал, у кого есть иман, кто воспринял религиозные ценности и сделал их своими жизненными принципами. Верующий человек дисциплинирует свою жизнь основами имана, питает свой дух религиозными истинами. Он обладает такой драгоценностью, как иман.
Поистине, иман – это наилучшее благо, которое освещает человеку путь, рождает у него надежды на будущее, дает ему душевный покой и делает его счастливым в обоих мирах. Иман является тормозом для отрицательных устремлений и наклонностей человека и поэтому становится для него лучшим проводником и советником.
После приведенного нами аята об уверовавших людях сказано так: «Для тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Сады пристанища станут наградой за то, что они совершили». (Сура «Сажда», 32:19). Из этого следует, что недостаточно лишь уверовать. Голословное утверждение: «Я уверовал», ‒ не решает всех проблем. Безусловно, иман – это лучшее достижение человека, которое отделяет его от неверия и заблуждений. Однако иман возлагает на человека и определенные обязанности, несет с собой и некоторые обязательства. Во многих аятах Корана после слов «те, которые уверовали» идет фраза «и совершали праведные деяния». Поэтому на истинно верующего человека после обретения имана возлагается долг совершать добрые поступки. Благодаря своим праведным деяниям верующие обретают Рай. Об этом говорится в 107-м и 108-м аятах суры «Кахф»: «Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса. Они пребудут в них вечно и не пожелают для себя перемен».
Этой награды удостоятся те, кто заслужит довольство Аллаха. И это является самым большим пожеланием Господних рабов и самой высокой степенью, которой они могут достигнуть. В 27-м и 28-м аятах суры «Фаджр» Всевышний Аллах напоминает о том, чего может заслужить человек, снискавший довольство Аллаха благодаря иману и праведным деяниям: «О душа, обретшая покой! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! Войди в круг Моих избранных рабов! Войди в Мой Рай!»
Для нас недостаточно просто уверовать. Вместе с обретением веры нужно претворять в жизнь требования, которые предъявляет человеку его вера, надо соблюсти гармоничное сочетание имана и действий. Наличие такого сочетания крепкого имана и праведных деяний и определяет ту черту, которая разделяет истинно верущих (му'минов) и заблудших грешников (фасиков).
Быть фасиком, греховным нечестивцем, значит выйти за пределы покорности Аллаху, совершая большие грехи. При более подробном рассмотрении, греховность можно разделить на три вида.
- Понимать мерзость и греховность тех поступков, которые религия считает греховными и мерзкими, но вместе с тем иногда совершать эти грехи.
- Постоянно совершать греховные поступки, осознавая их греховность с точки зрения религии.
- Отрицать мерзость того, что запрещает делать религия, и всегда оставаться в грехе. Этот последний вид греховности равносилен неверию (куфру).
Понятие «нечестивцы», упомянутое в 18-м аяте суру «Сажда», включает в себя и греховность, и неверие, потому что фраза из 20-го аята той же суры: «Вкусите мучения в Огне, которые вы считали ложью!» относится к тем, кто не уверовал. Вот для таких нечестивцев, то есть утопающих в грехе неверующих, пристанищем будет Огонь, в котором они будут находиться и испытывать страшные мучения не в течение какого-то определенного срока, а вечно. Всякий раз, когда они захотят выйти оттуда, их вернут туда обратно.
Приведенное сравнение положения этих двух групп людей – му'минов и фасиков – очень поучительно с точки зрения тех исходов, к которым они придут. На одной строне Рай с его бесконечными благами и довольство Аллаха, а на другой стороне Ад с его нескончаемыми мучениями, от которых невозможно избавиться. Беря все это во внимание, нам нужно жить с иманом и сторониться грехов и ошибок.
Islam-Today
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Читайте также:
-
Одиночество султана Сулеймана Великолепного (Великолепный Век)
В турецком сериале «Великолепный век» («Muhteşem Yüzyıl»), посвященном годам правления султана Османской империи Сулеймана I, и основанном на реальных событиях, сюжетной нитью проходит идея об одиночестве правителя. Даже, казалось бы, заслуживающие доверия, хорошо известные, не раз проверенные люди порой не выдерживают испытание приближенности к власти, поддаваясь в силу несовершенства своего нафса (эго), различным искушениям
-
Хадис о семидесяти трех течениях
Есть известный хадис о том, что умма мусульман разделится на семьдесят три течения, и все они будут в Аду, кроме одного, это и есть спасшаяся группа Ахлю-с-Сунна Валь-Джамаа.
Ас-Сахави говорит в «Аль-Макасид аль-Хасана»: «Хадис о «разделении общины» приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хадис хасан сахих».
-
Времена намазов и их названия
Фаджр, ас субх (утренний) - время утреннего намаза наступает, когда вдоль горизонта на востоке появляется заря, то есть время истинного рассвета. Заканчивается с восходом солнца.
Зухр, ойлэ (обеденный) - время обеденного намаза начинается, когда солнце, чуть отклонившись от зенита, бросает тень, и завершается тогда, когда предмет будет иметь тень два раза длиннее собственного размера. Также есть мнение учёных о том, что время этого намаза завершается тогда, когда предмет будет иметь тень длиной равной себе.
'Аср, икенде (послеобеденный, предзакатный) – время послеобеденного намаза начинается после того, как заканчивается обеденный намаз. Заканчивается с заходом солнца.
-
Доверие как часть имана
Недоверие является одним из самых серьезных препятствий в отношениях между людьми. Потому что страх быть брошенным, обманутым, раненым другим человеком не позволяет людям сближаться. Близость между людьми – это не всегда территория безопасности, это риск, предполагающий, что ты можешь получить как радость, так и разочарование, как чувство единства и принадлежности, так и боль расставания или брошенности. Многие люди во избежание переживаний, связанных с расставанием или возможным предательством выбирают легкий путь – не доверять.
-
10 дел, которые следует совершить до наступления Рамадана
До наступления священнейшего месяца осталось совсем немного. Рамадан – это время, когда верующий наиболее близки ко Всевышнему, а его дела, поступки и слова предстают пред Всевышним. Следовательно, все благое, которое от него исходит, приносит ему еще больший саваб, а наказание за плохое увеличивается.
-
2 ду'а, читаемые во время стихийного бедствия
Землетрясения, наводнения, ураганы и прочие катаклизмы природы – это явления против которых, сегодня человек в большинстве своих случаев все еще беззащитен и слаб. Несмотря на высокий уровень развития технологий и различных изобретений, человечество несет не малые потери в следствии очередных стихийных бедствий. Поэтому никогда не стоит забывать, что истинная власть над всем и всеми принадлежит лишь Всесильному Творцу. Он лишь Единственный, у кого стоит просить помощи и искать защиты.
-
Разрешено ли рукоприкладство в исламе?
У многих тех, кто был свидетелем или наслышан о домашнем насилии среди некоторых мусульман наверняка создается впечатление, что неравноправие, насилие, шантаж и давление – это методы выяснения отношений, одобренные Кораном. Многие могут быть убеждены, что споры в мусульманских семьях решаются рукоприкладством, унижением и подавлением. Однако Коран дает такие наставления на случай разногласий, которые являются образцом цивилизованного, безопасного и продуктивного разрешения семейных конфликтов.
-
Готовимся к Рамадану: если в этом году вы планируете впервые держать пост...
Приближается месяц Рамадан, и вы решили в этом году впервые попробовать держать пост, поскольку недавно приняли ислам (или хотите начать религиозную жизнь). И конечно, это решение вызывает у вас массу вопросов, страхов и сомнений.