Существуют хадисы как о качестве, так и о «количестве» труда. В сборнике имама Ахмада приведён хадис о том, что Аллах любит земледельцев. Есть более детальные хадисы о предпочтительности профессий (о чём мы расскажем ниже). То, что близко человеку с точки зрения талантов, склонностей и профессии, то и рекомендуется Аллахом. Об этом сказал ‘Али: "Ценность человека в том, что ему хорошо".
Ратиб ан-Набулси поднимает вопрос о тяжести труда. Он пишет, что халяльный заработок (ради довольства Всевышнего) тяжелее, чем харамный (ради приумножения капитала, богатства). Он приводит хадис о том, что тот, что кто занят большим и кропотливым трудом, получит прощение и довольство Аллаха. Аналогичный хадис: "Действительно, Аллах любит взирать на своего раба, уставшего от поиска халяльного пропитания".
Каждодневный тяжёлый труд имеет и общественное значение. В этом смысле работа выполняет морализаторскую функцию, не допускает распространение в обществе неугодных Аллаху вещей. Например, Ислам выступает против роскоши, излишества и расточительства. М. Тюнтяри приводит хадис о том, что уйти в лес для собирания дров является лучшим, чем попрошайничество. Он приводит и интересный хадис о регулярности – весь предписанный размер благ этого мира будет получен человеком постепенно. Нужно только терпение.
Известно, что монашество как идеология не разделяется Исламом. Однако образ жизни монаха, когда жизнедеятельность организма обеспечивается личным трудом, приветствуется. Можно сказать, что христианскому воздержанию Ислам предлагает избегание страстей, борьбу с повиновением низменным инстинктам.
М. Тюнтяри приводит слова хазрата ‘Али: «Тот, кто берёт из мирской жизни и искренне направлен к Аллаху, является аскетом (захид), а тот, кто отказывается от неё ради ухода от направленности к Аллаху, не является аскетом». Вспомним хадис о том, что поиск знаний лучше, чем поклонение. То же самое можно сказать и про поиск пропитания.
Более того, поиски средств для существования, в отличие от поклонения, объединяют перед Богом как мусульманина, так и немусульманина. Таким образом, здесь заложена ценность доброго отношения к другим вероисповеданиям и ценность человеческой природы самой по себе. Есть хадис о том, что, когда Пророка (мир ему) спросили о самом лучшим из дел он сказал – освобождать тело от плохого. Об этом есть и коранический аят: َ Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей".
Работа позволяет забыть о страстях. Поэтому она может считаться полезной и в этом отношении. Известно, как минимум, о трёх одобряемых видах труда. Некоторые считают, что торговля (купля-продажа) является единственной одобряемой профессией. Однако «покупка за малую стоимость» или «поиск благословения Аллаха» являются лишь образными выражениями из Корана, не говорящими о статусе профессии.
Праведные халифы обладали профессиями: Абу Бакр (р.а.) был торговцем тканью, ‘‘Умар (р.а.) – земледельцем, как Адам (мир ему); ‘Усман (р.а.) – торговцем, а ‘Али (р.а.) – предпринимателем. Нет необходимости для них отвечать кораническим аятом: «Наше пропитание предписано небом, нам оно обещано».
И всё же, рейтинг профессий в Исламе есть. Шахшариф аль-Вали поместил на первое место торговлю, а Мухаммад б. Хасан аш-Шайбани считал, что земледелие важнее. Первый приводит хадис о том, что честный продавец в день Воскресения будет вместе с пророками и умершими за веру.
Про важность земледелия (или садоводства) есть много хадисов. Один из них следующий: "Кто сажает деревья и засеивает почву, после чего плоды едят как птицы, так и люди, то это будет засчитано ему как садака (милостыня)".
Ещё один достоверный хадис от Суюти (Джами’ ас-Са’ир): "Возделывайте землю. Действительно земледелие благословенно, так как увеличивает количество тех, кто будет получать от него пользу".
Наконец, здесь же (Джами’ ас-Са’ир) приводится хадис про то, что лучшее изделие – это изделие, сделанное своими руками. Про того же Дауда (мир ему) сообщается, что он питался сделанным своими руками: Итак, после ремесла (сана’а) идёт скотоводство. Данный тезис разрушает популярную идею о том, что Ислам является религией кочевых народов, а не привязанных к земле сельских и городских жителей. Наконец, любимое занятие, профессия предотвращает конфликты, войны. Востребованный труд является для человека самым лучшим путём к гармонии и счастью.
Islam-today