100 стоянок на пути Аллаха
Шейхуль-ислам Абдуллах аль-Ансари написал книгу под названием "Маназил ас-саирин" (Стоянки шествующих). Свой труд он разделил на десять глав, и в них перечислил сто стоянок, которые предстоит пройти тем, кто вступил на путь Аллаха.
Вступившим на путь Аллаха предстоит совершить восхождение на определенные ступени - макамы, пройти стоянки и места постоянной остановки на этом духовном пути, которые можно перечислить в следующем порядке:
Начальные макамы:
- Аль-Йаказа: проявить прозорливость.
- Ат-Тауба: покаяться в грехах.
- Аль-Мухасаба: произвести ревизию своего нафса и поступков.
- Аль-Инаба: покаяться с плачем и мольбами.
- Ат-Тафаккур: предаться размышлениям.
- Ат-Тазаккур: запомнить совершенные действия.
- Аль-Итисам: крепко держаться за вервь Аллаха, за Ислам.
- Аль-Карар: проявить решимость, оставаться на избранном пути.
- Ар-Рийяда: трудиться усердно и дисциплинированно.
- Ас-Сема: слушать и слышать божественный голос.
Аль-Абваб (Врата истины):
- Аль-Хузн: радуясь достигнутой ступени, печалиться о прошлом.
- Аль-Хавуф: страшиться одного лишь Аллаха.
- Аль-Ишфак: проявить мягкость.
- Аль-Хушу: смирение, готовность стелиться по земле.
- Аль-Хайрат: спешить к совершению добрых дел.
- Аз-Зухд: проявить воздержанность, соблюдать запреты Аллаха.
- Аль-Вера: в высшей степени остерегаться грехов.
- Ат-Табаттуль: предать себя целиком одному Аллаху.
- Ар-Реджа: привязаться сердцем, питая надежду.
- Ар-Рагба: чувствовать сильнейшую привязанность к Всевышнему.
Аль-Муамалят (Дела, которые нужно сделать на пути Аллаха):
- Ар-Риаят: заботиться об истине.
- Аль-Муракаба: держать под контролем свой нафс.
- Аль-Хурмат: испытывать почтение.
- Аль-Ихлас: поставить себе целью довольство Аллаха.
- Ат-Тахзиб: очищать свой нрав от всего дурного.
- Аль-Истикама: не сходить с прямого пути.
- Ат-Таваккуль: доверяться и полагаться только на Всевышнего.
- Ат-Тавфиз: подчинить свою волю Аллаху.
- Ас-Сукка: испытать трудности на пути Аллаха.
- Ат-Таслим: вручить себя целиком божественной воле.
Аль-Ахляк (Нравственные поступки):
- Ас-Сабр: стойко переносить все трудности.
- Ар-Риза: быть довольным Аллахом.
- Аш-Шукр: проявлять благодарность за дарованные Всевышним блага.
- Аль-Хайя: испытывать стыдливость перед взором Всевышнего.
- Ас-Сидк: проявлять преданность.
- Аль-Ийсар: рассеять все свое на пути Аллаха.
- Аль-Хульк: обретение доброго нрава.
- Ат-Тавазу: смирение и покорность.
- Аль-Футувва: обладание благородством и степенностью.
- Аль-Инбисат: чрезмерная щедрость.
Аль-Усуль (Правила и способы):
- Аль-Касд: намерение.
- Аль-Азм: решительность и твердый характер.
- Аль-Ирада: сильная воля и устремленность.
- Аль-Адаб: воспитанность и соблюдение приличий.
- Аль-Йакин: несокрушимая убежденность.
- Аль-Унс: привыкание к своему положению.
- Аз-Зикр: постоянное поминание Аллаха.
- Аль-Факд: самоотречение, отказ от собственного Я.
- Аль-Гина: душевная насыщенность.
- Макам аль-Мурад: желание достичь высочайшей ступени.
Аль-Адвия (Средства):
- Аль-Ихсан: благодеяния.
- Аль-Илим: приобретение твердых и правильных знаний.
- Аль-Хикма: обретение мудрости.
- Аль-Басира: способность опознавать истину.
- Аль-Фераса: догадливость, интуиция.
- Ат-Тазим: возвеличивание Истины.
- Аль-Ильхам: вдохновение, внезапное озарение.
- Ас-Сакина: достижение покоя, состояние полного безмолвия.
- Ат-Тутмаинна: обретение сердцем безграничного покоя.
- Аль-Химма: сильное стремление, рвение.
Аль-Ахваль (Состояния):
- Аль-Мухаббат: сильнейшая любовь к Аллаху.
- Аль-Йакин: верить в Аллаха так, как будто Его видишь.
- Аш-Шавк: сильное воодушевление, экстаз.
- Аль-Акль: разум, способность мыслить.
- Аль-Атеш: жажда достичь своей цели.
- Аль-Ваджид: растерянность от радости из-за достижения цели.
- Ад-Дахш: потеря сознания от благоговения перед величием Аллаха.
- Аль-Хайман: ощущение исчезновения своей личности.
- Аль-Барк: растворение в сиянии божественного света.
- Ат-Тамкин: направление прямо к цели.
Аль-Вилайят (Святости - приближения к Аллаху):
- Аль-Хазз: получение удовольствия.
- Аль-Вакт: воссоединение с желаемым.
- Ас-Сафа: достижение цели.
- Ас-Сурур: чувство радости.
- Ас-Сайир: обход всех макамов.
- Ан-Нафс: полное подчинение нафса, стреножив его.
- Аль-Гурба: находиться в отдалении.
- Аль-Фырак: разделенность.
- Аль-Гайба: состояние невидимости.
- Аз-Зевк: получение наслаждения.
Аль-Хакаик (Истины):
- Аль-Мукашефат: раскрытие сокровенного.
- Аль-Мушахада: различение истины.
- Аль-Муаяна: физическое зрение посредством глаз.
- Аль-Хайят: достижение духовной жизни.
- Аль-Кабз: встреча с истиной.
- Аль-Баст: распространение и расширение.
- Ас-Сакр: состояние духовного опьянения, когда забываешь о своем существовании.
- Ас-Сахв: отрезвление.
- Аль-Иттисал: привязанность к цели.
- Аль-Интисал: прерывание связей с миром.
Ан-Нихаят (Конечные остановки):
- Аль-Марифа: познание тайн.
- Аль-Фана: исчезновение в сущности Аллаха (фана филлах).
- Аль-Баха: постижение секрета вечности.
- Ат-Тахкик: исследование, познание истины.
- Ат-Тальбис: избавление от любых сомнений.
- Аль-Ваджид: нахождение истины.
- Ат-Таджрид: отречение от всего и связь только с Аллахом.
- Ат-Тафрид: осознание единственности Истины.
- Аль-Джам: увидеть совокупность всех истин в одном месте.
- Ат-Таухид: прийти к заключению о единственности Аллаха.
Из книги "Анваруль-ашикын"
Читайте также:
-
Чем был плод запретного дерева, который вкусил Адам (а.с.)?
С данным вопросом связан следующий смысловой перевод аята:
«Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там (райские плоды) вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников».
Всевышний Аллах позволил почтенному Адаму войти в рай. Он мог жить, где пожелает, и есть, все что пожелает, в любом количестве. Рай, упомянутый в данном аяте, подразумевает собой: рай, который, согласно достоверным словам, приготовлен для верующих и является местом награждения.
-
Как шайтан использует наш дурной нрав?
Иблис продолжал свою исповедь:
― О Мухаммад, разве ты не знаешь?.. У меня семьдесят тысяч детей. И каждого из них я закрепил в каждой области надзирателем.
А с каждым из моих детей есть еще по семьдесят тысяч шайтанов.
Часть из них я направил к ученым.
А часть направил к молодежи.
А часть – к старикам.
А часть – к пожилым женщинам.
-
Следуем Сунне: начинайте все дела с правой стороны
Надевание одежды, вход в мечеть, использование мисвака, сурьмы, стрижка ногтей и усов, расчесывание волос, бритье подмышек, отдача саляма после намаза, омовение органов при малом омовении, выход из туалета, прием пищи и воды, приветствие при встрече и подобные деяния совершаются с правой руки или с правой ноги.
-
Испытывают ли умершие в настоящий момент страдания за свои грехи?
В 45 и 46 аятах суры Гафир, говорится: «Аллах защитил его от зла того, что они замыслили, а род Фараона окружили скверные мучения –
-
3 дуа о приеме пищи, которые должен знать мусульманин
Чтение дуа перед едой и после еды является сунной. Перед едой читается следующее дуа:
-
Сколько намазов можно совершить с одним омовением?
В хадисе, переданном Сулейманом ибн Бурайдой, сообщается: «В день завоевания Мекки, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) совершил все намазы с одним омовением. Умар (радыйаллаху анху) обращаясь к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «О, посланник Аллаха! Сегодня ты сделал то, чего не делал до этого». На что он ответил: «О, Умар! Я сделал это специально»» (Муслим).
-
10 вещей, от которых отказались наши родители ради нас
Родители - это те люди, которые взрастили в себе любовь и решили поделиться этой любовью со своим чадом. В этой статье мы хотим рассказать всего о 10 вещах, которые родители делают для нас, и которые мы не замечаем.
-
Путь шайтана: проверь, не сбился ли ты с прямого пути
Вот таким незаметным образом сатана обольщает верующих, заставляя чувствовать своё превосходство над грешниками – из грехов одних ловко порождает грехи других