Познание в Исламе – непрекращающийся процесс обнаружения, усваивания и применения новых знаний на практике. Этот процесс невозможен без трех составляющих – теории, практики и обучения. Вершина достижения и применения знания – мудрость.
Мудрость – это способность понимать реальность и абсолютную истину вещей. Мудрость, также, способность эффективно применять знания на практике. Таким образом, достоверное знание, сформированное в рамках правильного мировоззрения, является предпосылкой мудрости.
На арабский язык слово «мудрость» переводится как «хикма». Это слово происходит от глагола «хакама», что означает «контролировать, управлять». От этого же корня происходит слово «хукумат» - правительство, «хукм» - постановление, «хакам» - судья. В наше время достаточно образованных людей, но среди них мало по-настоящему умных и осведомленных, и тем более мудрых.
Теперь обратимся к Корану, как к источнику вечной мудрости в Исламе, и посмотрим, что Ислам подразумевает под мудростью. Самым ярким примером мудрого человека в Исламе можно считать мудреца Лукмана, именем которого названа соответствующая сура Корана.
Источник мудрости в Исламе – Коран и Сунна.
Разум человека, бесспорно, силен, но не всесилен. Человек может посвятить всю свою жизнь поиску знаний, но всегда будет ограничен в познании. Это, конечно, не означает, что человек отныне может совсем прекратить поиски знания. Скорее это говорит о том, что любое знание, которое доступно верующему, должно быть соизмеримо с представлениями об этом в Исламе.
Речь идет не только про т.н. «светские» знания, но и про мусульманские науки. Причем в общем и частных смыслах. В общем смысле исламские науки имеют границы познания, поскольку только Всевышний Аллах обладает всей полнотой знаний. Если говорить про частный смысл, то полученные исламские знания необходимо соразмерять с существующими в той или иной области традициями.
1. Всевышний Аллах бесконечно мудр и всезнающ.
В суре «Лукман» Всевышний Аллах дважды называет Себя Мудрым. Трижды - Ведующим. Один раз - Знающим и один раз - Знающим что в сердцах людей.
2. Сура начинается и заканчивается отсылкой к вечной и безграничной мудрости Аллаха и Его слов.
Только бесконечная и безграничная мудрость Аллаха может быть мерилом полноты знаний человека. Вернее, неполноты, ущербности и ограниченности, поскольку с мудростью и всезнанием Аллаха ничто не может сравниться.
Тем не менее, Всевышний Аллах по Своей милости дарует людям из знаний то, что пожелает.
3. Мудрость Лукмана – дар от Аллаха, а не результат его жизненного опыта.
Единственным источником мудрости и знания является Всемогущий Аллах. В Коране говорится:
«Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом» (Сура «аль-Бакара», аят 269)
4. Невежество, гордость, высокомерие и тщеславие – опасные препятствия на пути к истинному знанию и мудрости.
Они мешают человеку узреть свет Истины и заставляют бесцельно бродить в потемках заблуждения. Действия таких людей не принесут им результата.
5. Человек не способен постичь знаний и мудрости без следования Откровению.
Коран для человечества является руководством и милостью, чтобы человек обрел истинные знания и успех. Никакой подлинный успех невозможен без Слова Всемогущего Аллаха, Его Воли и Его благословения.
6. Скромность и благодарность – самые правдивые признаки мудрости.
Человек, познавший истинную мудрость, никогда не будет бахвалиться ею. Наоборот, он понимает, что его мудрость – дар от Аллаха, и будет искренне благодарен Ему за оказанную милость.
7. Лукман был чрезвычайно мудрым человеком.
Его так и называли - Мудрый Лукман. Ярким тому подтверждением являются его теоретические и практические советы своему сыну. Все они, в конечном итоге, связаны с глобальным порядком вещей, смыслов и опытом.
Без опыта ничто на земле никогда не имело бы смысла, и никакое знание, не подкрепленное опытом, нельзя использовать на благо человечества.
8. Лукман желал для своего сына, чтобы его восприятие и суждения были основаны на разуме.
Люди достоинства и самоуважения не поступают нерационально. Сильный и опытный человек должен быть полезным членом общества.
Действительно, абсолютное благополучие человечества - это цель мудрости как величайшего дара Аллаха. Другими словами, Лукман хочет, чтобы его сын тоже был мудрым.
9. Практика важнее теории.
Именно поэтому сунна Посланника Аллаха (мир ему) называется мудростью. Сунна – это не только толкование и применение Корана на практике, но и олицетворение Ислама и его бесконечной мудрости. Жить правильно и быть успешным в обоих мирах – значит быть мудрым.
10. Ислам учит человека тому, что он должен делать и как поступать, а также тому, что он не должен делать и как не должен поступать.
Фундаментальным аспектом знания является осознание ограниченности собственного знания. Осознание того, что человек не в силах объять разумом все знание мира – признак мудрости.
Islam-Today