С точки зрения изящества речи и красноречия, посланник Аллаха (мир ему) занимает наивысшее место. Всем хорошо известны его мягкость в обхождении; приятное начало обращения; ясность и отчетливость его слов; понятность; использование действенных выражений.
Аллах Всевышний даровал посланнику (мир ему) способность при помощи кратких выражений передавать глубочайший смысл (джавамиуль-калим) и обучил его всем диалектам арабского языка. И он обращался к каждому арабскому племени на их диалекте.
Алимы написали множество книг, касающихся стиля разговора посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), его способности в кратких выражениях передавать глубокий смысл, и мудрости его высказываний. К этим сборникам хадисов было так же написано множество комментариев, разъясняющих смысл этих хадисов и слов.
Существует множество хадисов, являющихся примером бесподобного стиля речи и красноречия посланника Аллаха (мир ему):
«Люди подобны зубьям расчески». [59]
«Человек с тем, кого он любит». [60]
«Нет никакого блага в дружбе с тем, кто не соблюдает твоих прав, как ты соблюдаешь его права». [61]
«Люди подобны металлу (некоторые металлы очень дороги, а другие не имеют никакой ценности)». [62]
«Тот, кто знает себе цену – не погибнет». [63] Тот, кто знает себя самого, будет спасен от гибели, как в мирской жизни, так и в вечной жизни. Тот же, кто не знает себя из-за высокомерия, будет погублен.
«Тот, с кем советуются, находится в безопасности (при высказывании своего мнения), он свободен, пока не заговорит (если у него нет своего мнения, то он молчит, а если есть, то он высказывает его)». [64]
«Да помилует Аллах того раба, который когда говорит – приобретает благо, а когда молчит – избегает зла». [65]
«Войди в Ислам и спасись. Войди в Ислам и Аллах вознаградит тебя вдвойне». [66]
«Откуда тебе знать, быть может, он говорил о том, что его не касается, и скупился в том, что не могло нанести ему убыток». [67]
«У обладателей двуличия не будет лица перед Аллахом». [68]
В некоторых дуа, посланник Аллаха (мир ему) говорил:
«О, Аллах! Я прошу Твоей милости. Такой милости, чтобы мое сердце приблизилось к Тебе. Чтобы мои дела упорядочились. Чтобы исправились мои скрытые дела, и возвеличились явные. Чтобы увеличилось вознаграждение за мои деяния. Чтобы Ты внушил мне истину. И чтобы Ты защитил меня от всего плохого. О, Аллах! Я прошу у Тебя спасения, степени шахида, счастливую жизнь и помощь, против моих врагов». [69]
Каждое слово посланника Аллаха (мир ему), его манера разговора, обращения, мольбы, диалоги и договора, переданные множеством надежных рави, являются произведением диалектического искусства. Некоторыми из выражений посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), которым никто кроме него не был способен придать смысловую форму, являются следующие:
* «Печь разгорелась (то есть битва усилилась)». [70]
* «Умер лежа на носу (то есть умер в своей постели)». [71]
* «Верующий не будет дважды ужален из одной и той же змеиной норы (не будет обманут дважды в одном вопросе)». [72]
* «Счастливый тот, кто учится на ошибках других». [73]
Тот, кто внимательно взглянет на эти и другие высказывания посланника Аллаха (мир ему) увидит в них одинаковую прелесть и красоту, и мудрость этих высказываний подтолкнет человека к размышлениям.
Таким образом, в посланнике Аллаха (мир ему) были объединены простота и текучесть арабского языка, на котором говорили бедуины, и эстетика и изящество стиля, на котором говорили жители городов, и это было подтверждено божественным откровением, которое непостижимо ни для одного человека.
__________________________________
59 - Ибн Лал, «Макаримуль-Ахляк»; Кудаи, Муснаду Шихаб 195.
60 - Бухари, хадис №: 6168; Муслим, хадис №: 2640.
61 - Ибн Адийй, Камиль, от Анаса (радыйаллаху анху); Суюти, Манахиль (102).
62 - Бухари, хадис №: 3496; Муслим, хадис №: 2638, от Абу Хурайры.
63 - Ибн Самани, Тарих; Суюти, Манахиль (104).
64 - Абу Давуд, Китабуль-Адаб, Машвере, хадис №: 5128; Тирмизи, хадис №: 2822; Ибн Маджа, Китабуль-
Адаб, хадис №: 3745.
65 - Таберани, Кабир, хадис №: 7706; Кудаи 582, от Анаса (радыйаллаху анху).
66 - Бухари, хадис №: 2941; Муслим, хадис №: 1773, от Ибн Аббаса (радыйаллаху анху).
67 - Тирмизи, хадис №: 2316; Абу Йаля 4017.
68 - Абу Давуд, хадис №: 4873; Абу Йаля 1620.
69 - Тирмизи, хадис №: 3419.
70 - Муслим, хадис №: 1775.
71 - Байхаки, Шуабуль-Иман.
72 - Бухари, хадис №: 6133; Муслим, хадис №: 2997.
73 - Муслим, хадис №: 2645.
Islam-today