США меняют свою политику на Ближнем Востоке?


Исторически так сложилось, что гордые дети аравийских пустынь обладали неуемной энергией и не упускали случая проявить свой героизм. Данная особенность национального характера арабов в свое была высоко оценена западными колонизаторами, стремившимися окончательно похоронить мусульманскую цивилизацию. Западу удалось направить разрушительную силу арабов против Османской империи, и она пала. Через несколько десятков лет Западу с помощью тех же арабов, которые на тот момент уверенно держали руку на нефтяном пульсе планеты, удалось подтолкнуть к краху Советский Союз. В настоящее время Запад использует своих верных арабских союзников против других арабских стран, которые еще не контролируются Вашингтоном. До начала сирийского кризиса Госдепартамент США добивался своих целей на Ближнем Востоке вполне успешно. Поэтому-то так уверенно была начата акция по покорению Сирии. Но здесь, как говорится, нашла коса на камень…

Попробуем разобраться в происходящем. Итак, с недавних пор Обама вдруг приступил к общению с руководством Ирана в официальном и неофициальном форматах (вспомним хотя бы известный телефонный разговор между президентом США Обамой и президентом Ирана Роухани). Данный поворот внешней политики США был назван политологами ирано-американской «оттепелью».

Может быть для США и Ирана такое сближение и хорошо. Но имеются и «пострадавшие» стороны. Например, сближением этих двух стран весьма озабочен Израиль. А реакцию арабских союзников Вашингтона на сближение Ирана и США вообще называют не иначе как паникой. И арабов можно понять: ведь не только в Эр-Рияде, но и в других арабских странах Залива Вашингтон считается главным союзником. И соответственно, Тегеран – это главный их противник. Понятно же, почему богатые арабы ополчились против Асада: Сирия ведь, как никак, единственный союзник Ирана в арабском мире. А тут вдруг Америка начинает сближение с Ираном. Ситуация даже комична, ведь засуетились одновременно Израиль и якобы враждующие с ним «заливные» арабы… (о бутафорской сути этой «вражды» я уже писал ранее).

Тем временем, арабские умы погружены в глубокие раздумья о причинах поворота США в сторону Ирана. Некоторые аналитики полагают, что, сближаясь с Ираном как важнейшим политическим игроком в регионе, США обозначают свой отказ от военного решения сирийской проблемы. Следовательно, арабам Залива придется что-то делать со своей политикой военно-финансовой поддержки сил т.н. «антиасадовской оппозиции».

Имеется другая перспектива описываемой ситуации. Я бы назвал ее угрожающей для политического будущего арабских монархий Залива и, в первую очередь, КСА. Во-первых, если дела и дальше пойдут в сторону укрепления ирано-американских отношений, то для арабов Персидского залива вырисовывается весьма тревожная перспектива активизации шиитов, проживающих на арабских землях, что может раз и навсегда ввергнуть целый ряд арабских стран в хаос.

Во-вторых, в ближайшей исторической перспективе «заливные» монархии могут просто исчезнуть с политической карты мира. Уже давно появилась информация об американских планах по перекраиванию и новой нарезке границ на Аравийском полуострове в частности и в арабском мире – в целом (вспомним небезызвестную статью полковника Ральфа Петерса, в которой он предрекает перекройку нынешних ближневосточных границ). Уже высказывались предположения о том, что в определенный момент США «сдадут» и Израиль, и Саудовскую Аравию. Но в текущий момент ситуация обострилась, и теперь контуры политического будущего Ближнего Востока вырисовываются более отчетливо. Особенно показательна в этом свете статья другого американского эксперта по Ближнему Востоку Робина Райта. Статья вышла на днях в приложении к газете «Нью-Йорк Таймс». В ней речь идет о разделе Аравийского полуострова на пять государств. Согласно прогнозам Райта, скоро возникнут такие страны, как Южная Аравия, Северная Аравия, Западная Аравия, Восточная Аравия и Ваххабистан (все, что останется от КСА).

По мнению российского эксперта по Ближнему Востоку Погоса Анастасова, статья Робина Райта представляет собой первые признаки «медленного, но неумолимого расхождения путей саудовской и американской политики на Ближнем Востоке».

Насколько это процесс будет последовательным, покажет время, ведь политика США может измениться после того, как Обама покинет Белый дом. Ну, а если смена президента не изменит нарастающих изменений в направлении американской внешней политики на Ближнем Востоке, то будущее готовит для нас немало удивительных сюрпризов.

Социальные комментарии Cackle