Проблема религиозного экстремизма и терроризма существует многие десятилетия, однако в последние годы она приобрела особую остроту, поскольку резко увеличилось число сторонников нетрадиционных религиозных течений и сект. В том числе возросло количество вовлеченных в деструктивные культы среди женской половины человечества. Почему женщины более склонны к уходу в террористические организации, какие мотивы этому способствуют и как с этим бороться? Этими вопросами в рамках прошедшего молодежного этноконфессионального форума задались заместитель директора НБФ «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования» Али-Вячеслав Полосин и член редакционной коллегии журнала «Ислам в современном мире» Ольга Павлова.
- Нереализованная потребность в значимости, суицидальные наклонности, перекладывание ответственности, снижение ценности человеческой жизни, социальная изолированность и отчужденность – все это подталкивает женщину в распахнутые руки вербовщиков. Катализатором выступает острое переживание неудачи, что приводит к обвинению общества. Ощущение потери жизненных перспектив, целей вкупе с высокой агрессией, поиск сильных ощущений – все это играет лишь на руку террористическим организациям, - отмечает Ольга Павлова.
На сегодняшний день наиболее распространены три модели личности террориста:
1) по идеологическим, политическим и религиозным убеждениям. Террорист такого типа искренне считает, что его действия независимо от конкретных результатов полезны для общества и что любые жертвы для достижения «справедливых» целей оправданы.
2) Просто крайне агрессивный человек по своим личностным особенностям, а его участие в деятельности террористической группировки – один из возможных вариантов проявления природной агрессивности.
3) Психопатологический или социально-патологический тип развития личности. Жестокое обращение родителей с ребенком, его социальная изоляция, дефицит устойчивых позитивных отношений могут привести к формированию агрессивно-озлобленной личности с антисоциальными наклонностями. При определенных условиях люди такого психологического склада легко становятся адептами деструктивных культов.
Каковы же факторы вовлечения женщин в радикальные группировки?
1. Существующие условия в семье, потеря близких.
2. Вина за утрату женской чести перед семьей и обществом.
3. Одиночество, комплекс неполноценности.
4. Невостребованность, отсутствие самореализации и значимого статуса, пренебрежение со стороны окружающих, стремление к самоутверждению и проявлению своей значимости.
5. Нерешительность, неумение самостоятельно принимать решения.
6. Изолированность от внешних положительных социальных связей и влияния позитивной социальной среды.
7. Агрессивность (это приводит к гораздо более тяжелым последствиям, чем у мужчин), эгоцентризм, стремление к насилию, склонность к жестокости.
8. Зависть и ненависть к преуспевающим людям.
9. Национализм в соединении с религиозным фанатизмом.
Если говорить о цифрах, то в Германии процент женщин-террористок равен 47%, в Италии – 44%, во Франции – 46%, а в Испании – 21%.
Причем больше всего подвержены воздействию вербовщиков девушке в возрасте 16-25 лет. Эта возрастная группа наиболее чувствительна к пропаганде личностных ресурсов, так как для них свойственна высокая подверженность чужому влиянию, внушению и манипулированию. Недостаточная стрессоустойчивость, пониженный инстинкт самосохранения, меньше социальных связей и ответственности, романтизация и героизация противоправных и агрессивных действий – все это способствуют более быстрой радикализации. Особенно если учесть, что для значительной части подростков и молодежи характерна интернет-зависимость – 80% молодежи попадает в экстремистские организации именно через интернет.
Одиночество, кризисные ситуации, психологические травмы, потребность в значимости для окружающих, потребность в структурированности жизни (желание, чтобы кто-то другой решил, а я просто последую) – по этим психологическим характеристикам можно распознать подверженную деструктивному влиянию из вне девушку. Сюда также можно отнести низкую самооценку, наличие элементов расщепления личности (то есть диссоциативные расстройства), недостаточную личную идентичность, довольно сильную потребность в присоединении к группе (групповая идентификация), обостренное переживание социальной несправедливости, изолированность и отчужденность, постоянная агрессивно-оборонительная готовность. К субъективным причинам можно отнести иллюзию решить сложные вопросы простым путем, максимализм (пример Жанны д`Арк) и фанатическая вера.
Одним из наиболее ярких маркеров здесь является наличие суицидальных наклонностей.
- Суицидальные наклонности характерны для таких типов людей, как эгоист (выпадение из социума), альтруист (слишком серьезная реакция на происходящее, высокая преданность обществу, способность на «смерть за компанию»), фаталист (вера в неизбежность событий, отсутствие внутренней и внешней свободы), имитатор (показной суицид в качестве шантажа), аномичный самоубийца (неприятие общепринятых норм поведения и человеческих ценностей).
Вообще существует 5 ступеней мотивации приверженца террористической организации.
1 ступень. Депривация – ощущение несправедливости или лишения. Люди, недовольные своей жизнью, ищут возможность бороться с несправедливостью. Стремление к правосудию, а также разочарование, если его не удается добиться.
2 ступень. Вымещение агрессии. Оно происходит, как правило, при межгрупповом взаимодействии и связано с тем, что лидеры групп могут направлять негативные эмоции, скапливающиеся внутри группы, за ее пределы.
3 ступень. Моральное оправдание террористических действий: несправедливо именно общество, а террористическая организация преследует благородные цели.
4 ступень. Социальная категоризация – крайне эффективный психологический процесс, приводящий к обособлению группы и дискриминации людей, находящихся вне ее. Модель «мы против них».
5 ступень. Это сам террористический акт и возможность психологически дистанцироваться от жертв, пока не включились сдерживающие механизмы, ограничивающие агрессию.
- В зоне риска оказываются новообращенные из немусульманских народов и этнические мусульмане, особенно те, которые обладают определенными знаниями об исламе, но выросли вне шариата, - обращает внимание Али-Вячеслав Полосин. – После принятия ислама, кто становится учителями этих девушек? Теперь учителей ищут сами, зачастую им становится интернет, где информация почти не фильтруется. При этом девушки и мужчины забывают, что в истории ислама нет таких моментов, когда женщин отправляли бы воевать. А самоубийство и во все всегда порицалось.
Если говорить о новообращенных мусульманках, то их деятельность в террористических организациях идет по следующей схеме: выдать замуж, муж погибает, ее превращают в шахидку.
Как же уберечься от вовлечения в экстремистские группировки?
1. Помните, что экстремистская миссия часто прикрывается иными целями. Нужно понять истинные мотивы организации, которые очень часто могут быть скрыты.
2. Помните, что неожиданное радушие, выказываемое вам вашими новыми знакомыми, не всегда является проявлением искреннего благорасположения. «Неужели никто не говорил вам, что вы так умны!» « В жизни не встречал более здравомыслящей девушки!» Все это так называемая «бомбардировка любовью».
3. Узнайте, что думают о бывших членах организации. Для экстремистов все покинувшие их члены – враги, изменники и предатели. Все секты внушают своим членам страх перед ними, делая все возможное, чтобы они держались подальше от критиков организации и от ее бывших членов. Хотя некоторые опытные вербовщики могут на ваш вопрос ответить: «Да, конечно, некоторые мои близкие друзья ушли от нас».
Также в качестве профилактики можно использовать контрпропаганду, социально-психологические инструменты, каналы взаимодействия между различными конфессиями, конструирование положительной исторической памяти, практику позитивного взаимодействия народов, тренинги, социальные проекты.
- Мы должны помнить, что проповедь – это не только речь с минбара, но и работа с джамаатом, в том числе и в сети интернет. Необходим постоянный контроль, своеобразное дежурство (поиск девушек по запросам «Я приняла ислам, ищу сестер, с кем пообщаться»). Также крайне важно проводить лекции о традиционном с привлечением бывших участников экстремистских сект. Нужно избегать формулировки «защита от …». Вместо этого из негатива перевести в позитивное русло (к примеру, предотвращение). Хорошая вакцина от попадания в деструктивные культы – это здоровый досуг для мусульманских семей и постоянный центр для женщин-мусульманок, где должны работать специалисты.
* ИГИЛ - запрещенная в РФ террористическая организация.
Ильмира Гафиятуллина, Казань