Единообразие в соблюдении ритуала
Наряду с главными верованиями, о которых было сказано в предыдущем материале, Ислам определяется т.н. «пятью столпами» - базовыми ритуалами, которые являются обязательными для всех членов исламского сообщества, которые имеют физическую возможность для их исполнения. Пять столпов Ислама включают в себя: произнесение сакральной вероисповедной формулы – шахада; исполнение ежедневных молитв – салят (намаз); соблюдение поста в течение месяца рамадан – саум (ураза); ежегодная выплата милостыни для нуждающихся и бедных – закят; участие в ежегодном ритуальном посещении Мекки хотя бы один раз в течение жизни – хаджж. Два столпа из перечисленных выше, а именно: пост в месяц рамадан и милостыня выделяются в качестве коллективных ритуалов, которые особенно распространены среди мусульман по всему миру.
Пост в течение месяца рамадан, который согласно исламской традиции обязателен для всех физически здоровых, взрослых мусульман является частью ежегодного обряда в ходе которого индивиды делают особенный акцент на изучении Корана. Исследование выявило что много мусульман во всех шести географических регионах, в которых проводился опрос, соблюдают месячный дневной пост в рамадан. В Юго-Восточной и Южной Азии, на Ближнем Востоке, Северной Африке а также в Африканских странах южнее Сахары медианы, проходящие на уровне девяти из десяти демонстрируют, что мусульмане постятся ежегодно (94-99%). Многие мусульмане в Южной и Восточной Европе и в Центральной Азии также сообщили что они постятся в месяц рамадан.
Пост в месяц рамадан
(медиана (%) постящихся в исследованных регионах)
1 |
Юго-Восточная Азия |
99 |
2 |
Южная Азия |
96 |
3 |
Африка южнее Сахары* |
94 |
4 |
Ближний Восток - Северная Африка |
94 |
5 |
Южная и Восточная Европа |
66 |
6 |
Центральная Азия |
52 |
* данные по всем странах за исключением Нигера согласно «Толерантность и напряжение: Ислам и христианство в Африке южнее Сахары».
Ежегодная выплата закята
(медиана (%) выплачивающих закят в исследованных регионах)
1 |
Юго-Восточная Азия |
93 |
2 |
Южная Азия |
89 |
3 |
Африка южнее Сахары* |
79 |
4 |
Ближний Восток - Северная Африка |
77 |
5 |
Южная и Восточная Европа |
69 |
6 |
Центральная Азия |
56 |
* данные по всем странах за исключением Нигера согласно «Толерантность и напряжение: Ислам и христианство в Африке южнее Сахары».
Ежегодное пожертвование, которое обычно эквивалентно 2.5% от общего имущества (состояния) человека, распространено так же широко как и соблюдение поста в месяц рамадан. В Юго-Восточной Южной Азии медиана составляет 9 из 10 мусульман (93% и 89%), заявивших о том, что они выплачивают закят. Как минимум три четверти респондентов в исследованных странах Ближнего Востока и Северной Африки (79%) и странах южнее Сахары (77%) также сообщили о том, что они исполняют обряд закята. Чуть меньшее количество сообщивших о ежегодной выплате закята выявлено в Центральной Азии (69%) и Южной/Восточной Европе (56%).
Одна вера, разные степени исполнительности
Коллективные религиозные практики и общие положения веры помогают объяснить почему для большинства мусульман принципы Ислама являются ясными и всеобщими. Как было отмечено выше, более половины опрошенных в 39 странах согласны с тем, что существует только один путь интерпретации исламского учения.
Но несмотря на всеобщую распространенность идеи о единой вере, опрос выявил, что мусульмане существенно отличаются друг от друга в том, что касается их оценки значимости религии в их жизни, равно как и их взглядах о формах поклонения, которые могут быть признаны как часть исламской веры.
Центральная Азия равно как и Южная/Восточная Европа продемонстрировали относительно низкий уровень религиозной активности, выразившийся как в низкой значимости, которую мусульмане этих регионов придают религии, так и в том, что касается индивидуального исполнения религиозных практик. За исключением Турции, где двое из трех мусульман признались в том, что религия занимает важное место в их жизни, лишь половина и менее половины опрошенных в этих двух регионах сказали, что религия важна для них. Речь идет о Казахстане и Албании, где только 18% и 15% соответственно заявили о том, что религия в их жизни занимает центральное место.
Мусульмане в Центральной Азии, Южной/Восточной Европе:
мало личного участия, но многие соблюдают основные ритуалы
% тех кто сказал*:
регион и страна |
молюсь несколько раз в день |
посещаю мечеть один раз или более в неделю |
выплачиваю закят |
соблюдаю пост в месяц рамадан |
Южная/Восточная Европа |
28 |
21 |
56 |
66 |
Косово |
43 |
22 |
69 |
76 |
Россия |
36 |
19 |
39 |
56 |
Босния-Герцегов. |
19 |
30 |
81 |
75 |
Албания |
7 |
5 |
43 |
44 |
Центральная Азия |
30 |
17 |
69 |
52 |
Азербайджан |
70 |
1 |
59 |
43 |
Турция |
43 |
44 |
72 |
84 |
Таджикистан |
42 |
30 |
66 |
88 |
Киргизстан |
18 |
23 |
77 |
53 |
Узбекистан |
18 |
9 |
73 |
50 |
Казахстан |
4 |
10 |
36 |
30 |
* медианное значение в % для региона, общий % для опрошенных по странам
Наряду с относительно невысоким процентом тех, кто назвал религию очень важной составляющей своей жизни, мусульмане в Центральной Азии и Южной и Восточной Европе также показали невысокий уровень соблюдений религиозной практики по сравнению с мусульманами, проживающими в других регионах. Например, только в Азербайджане большинство (70%) совершают молитву более чем один раз в день. Повсеместно в двух упомянутых выше регионах количество мусульман, сообщивших о том, что они молятся несколько раз в день колеблется от чуть более 4-х из 10-ти в Косово (43%), Турции (43%) и Таджикистане (42%) до весьма низкого (менее 1-го из 10-ти): в Албании (7%), в Казахстане (4%).
В других регионах, включенных в рамки исследования, ежедневные молитвы мусульман носят более всеобщий характер. Например. В Юго-Восточной Азии как минимум три четверти мусульман молятся более чем один раз в день, тогда как на Ближнем Востоке, Северной Африке в странах южнее Сахары и Южной Азии большинство опрошенных ответили таким же образом.
Мусульмане в Центральной Азии, равно как и в Южной и Восточной Европе, также проявили тенденцию к менее пунктуальному исполнению ритуала нежели их единоверцы в других регионах в том, что касается посещения мечети. Только 4 из 10 турецких мусульман (44%) сказали, что они посещают ближайшую к их дому мечеть раз в неделю или более того, тогда как в Таджикистане и Боснии-Герцеговине то же самое делают только 3 из 10 опрошенных. В оставшихся странах чуть менее четверти мусульман заявили, что они посещают коллективные молитвы как минимум раз в неделю.
В отличие от этой картины, вне Центральной Азии и Южной/Восточной Европы значительно больший процент мусульман сообщил о том, что они посещают мечеть один раз в неделю или большее количество раз, хотя только в Африке южнее Сахары в большей части стран население показало высокий уровень религиозного поведения.
Важно помнить, что несмотря на низкий уровень религиозной активности по некоторым параметрам, большинство мусульман в большей части Центральной Азии и Южной/Восточной Европы тем не менее соблюдают те или иные требования Ислама. Так, многие сообщили, что они соблюдают такие столпы религии* как пост в месяц рамадан и ежегодные пожертвования в пользу бедных.
_____
* В тексте использовано слово faith (вера), тогда как столпы веры и столпы Ислама не есть одно и то же. Судя по всему, авторы исследования не улавливают разницу, существующую между двумя упомянутыми религиозными категориями. В виду этого, при переводе вместо слова «вера» было использовано адекватное в данном контексте слово «религия». (прим перев.)