Кому не знакомо это величественное огромное животное? Многие из нас, когда смотрят фильмы и передачи из жизни животных, поневоле восхищаются плавными и размеренными движениями этих сухопутных гигантов. Несмотря на то, что слон считается по праву самым большим и сильным сухопутным животным, он на удивление миролюбив и незлобив, редко что может заставить его впасть в ярость.
Человек сумел подчинить и использовать себе на пользу его силу, трудолюбие, его выносливость и смелость – слоны уже не одну тысячу лет помогают людям в работе, в переноске тяжестей и даже в сражениях. В Коране и священной истории ислама упоминаются именно боевые слоны, с помощью которых один самонадеянный правитель пожелал разрушить Каабу, но его замысел потерпел поражение.
В наших пословицах и поговорках тоже нашли свое отражение качества слона – прежде всего, его огромные размеры и его сила. Про что-то большое говорят «огромный как слон». Неуклюжего человека сравнивают со «слоном в посудной лавке». Когда человек упускает из виду нечто важное и значительное, что буквально бросается в глаза, ему иронически замечают «слона-то ты и не приметил» (цитируя слова известной басни Крылова).
Что мы знаем о слонах?
В настоящий момент слоны остались только в двух частях нашей Земли – в Африке и в Индии. Эти два вида животных несколько различаются, поэтому выделяют два вида слонов – африканский и индийский. Африканский – это наиболее большой вид слона, его высота может доходить до 4-5 метров, а вес – до семи тонн.
Всевышний наделил это огромное животное множеством интересных качеств и особенностей. В частности, у слонов есть огромные подвижные уши – которые могут достигать двух метров в длину и четырех - в ширину. Они нужны слону не только для восприятия звуков, но и для защиты от жары – как своеобразный веер или опахало, когда животное машет ими, оно охлаждается. Также уши помогают слону отпугивать врагов.
Хотя мы привыкли говорить про неповоротливого человека «неуклюжий как слон», но на самом деле слоны очень ловкие и ходят практически бесшумно благодаря особым жировым подушкам на ступнях ног, которые смягчают их шаги.
Уникальной особенностью слона также является его хобот – длинное орудие, с помощью которого он достает себе пищу и воду, защищается от врагов, оберегает своих детенышей. На самом деле хобот – это сросшиеся вместе нос и верхняя губа слона, в котором множество мышц, вследствие чего он обладает огромной силой.
Слоны в культуре и истории разных народов
Люди, издревле жившие по соседству со слонами, задумывались над тем – как можно использовать силу, ловкость, выносливость и иные качества слонов на пользу людям. Для этой цели молодых слонов ловили и приручали. Считается, что лучше всего поддается дрессировке индийский слон – хотя древние историки, в частности, древнеримские писатели, сообщают о поимке и приручении африканских слонов.
В Индии и других государствах Азии специально обученные люди ловили слонов в джунглях, а потом – в зависимости от их склонности, превращали их либо в рабочее, либо в боевое животное. До сих пор индийцы используют слонов в качестве своего рода подъемных кранов на строительстве и сельскохозяйственных работах, они незаменимы при работе в джунглях и заболоченных местах, где трудно пройти человеку.
В индийской культуре и религии слоны вообще занимают очень важное место. Поскольку слоны – это очень умные и добродушные животные, слон для жителей Индии – это, прежде всего, символ мудрости и доброты. Вообще, слон считается положительным символом, приносящим удачу, поэтому слонов часто изображают на стенах домов и храмов, а также как элемент украшения, который вышивают и рисуют на тканях.
Также слон считался символом могущества и царственной силы, поскольку он действительно очень силен, поэтому всякий уважающий себя правитель обязательно старался держать у себя во дворце слонов, на которых он выезжал в город в дни праздников и торжественных шествий. До сих пор в некоторых районах Индии проводятся особые фестивали слонов, во время которых несколько десятков слонов, украшенных богато расшитыми попонами и разного рода украшениями проходят через город к общей радости его жителей.
Боевые слоны, специально обученные для ведения сражения, также являлись неотъемлемой частью армии каждого индийского правителя. Об использовании слонов в составе войска упоминается еще в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», который был составлен примерно три тысячи лет назад. Иными словами, еще в такие далекие времена слонов приручали и использовали как боевую силу.
Когда армия Александра Македонского в 4 веке до н.э. вторглась в Индию, она впервые столкнулась со слонами в качестве боевой единицы, поскольку в войсках правителя Пенджаба (области в Северной Индии) было от 100 до 200 (по разным источникам) боевых слонов.
Однако, греки сумели найти слабые стороны такой армии и разгромили войска индийского царя. В том же сражении греки были свидетелями преданности слонов своим хозяевам – индийский царь был ранен в сражении, и слон, на котором он находился, вынес хозяина с поля боя и даже сумел хоботом вынуть стрелы, которые попали в его тело. Когда вражеские солдаты обнаружили раненого царя и попытались взять его в плен, слон не покинул своего господина, а смело и мужественно защищал его.
Александр Македонский, который своими глазами видел эту сцену, велел своим солдатам не трогать слона и отпустить его вместе с его хозяином с миром. Впоследствии он даже вернул побежденному индийскому царю его территории – в обмен на храброго слона, чья верность хозяину так впечатлила его.
Слон в Коране
Теперь расскажем немного и том, в связи с чем слоны упоминаются в Коране и исламской истории. Как известно, Пророк Мухаммад (мир ему) родился в тот год, который арабы называли годом слона (570 год н.э.). Что это был за слон и что случилось в том году?
Сообщается, что наместник эфиопского царя по имени Абраха, которому после многочисленных интриг удалось стать независимым правителем Йемена, построил в Сане, столице своего государства, большую и красивую церковь. Он хотел таким образом устроить так, чтобы большая часть арабов начала совершать паломничество к его храму вместо того, чтобы совершать хадж к Каабе.
Его также задевал тот факт, что Мекка на время паломничества становилась местом обширной торговли, где собиралось множество людей и заключались торговые сделки. По его замыслу новая церковь должна была сделать его город центром ближневосточной торговли.
Однако Абраха обманулся в своих ожиданиях. Арабы сохранили верность священному городу. Гневу Абрахи не было границ. Он задумал уничтожить Каабу. Для этого в короткие сроки было собрано большое войско, в котором было несколько боевых слонов. Войско Абрахи состояло из эфиопов, химьяритов (жителей области Химьяра в Южной Аравии) и некоторых аравийских племен.
Подойдя к Мекке, они захватили стадо верблюдов, двести из которых принадлежало самому уважаемому мекканцу, хранителю Каабы, Абдуль-Мутталибу – дедушке Пророка (мир ему). Узнав о происшествии, Абдуль-Мутталиб выехал навстречу Абрахе и попросил вернуть верблюдов. Удивленный Абраха спросил – почему он переживает только о своем имуществе, но не просит за Каабу? На что уважаемый мекканец ответил: «Я – хозяин этих верблюдов, а у Каабы – свой Хозяин, и Он ее защитит!».
Действительно, спасение для Каабы пришло сверхъестественным образом. Увидев приближающееся войско, все мекканцы ушли в горы. Когда же войско Абрахи вступило в предместье Мекки, предводитель его слонов и самый сильный из них по имени Махмуд вдруг опустился на колени и отказался двигаться вперед.
Затем на захватчиков налетели стаи птиц, несших в клювах и лапках камни, которыми они закидали и перебили значительную часть неприятеля. Абраха и остаток его войска с позором бежали, где по пути многие из них погибли в пустыне, так как у них не было опытных проводников. Сам Абраха, тяжело больной (у него отпадали одна за другой части тела, на месте которых возникали язвы из гноя и крови), еле добрался до Саны и умер в короткий срок.
Об этом событии и говорится в 105 суре Корана, которая называется «аль-Филь» - «Слон»: «Неужели ты не знаешь, что сотворил твой Господь с воинством слона? Разве Он не разрушил их козни и не послал на них стаи птиц? Они осыпали их осколками обожженной глины и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев».
Анна Кобулова
Также по этой теме читайте: