Человек зачастую умудряется быть очень хитрым даже по отношению к самому себе. Например, может не замечать за собой явные проступки, но искать их в других с целью почувствовать свое превосходство и получить от этого наслаждение или облегчение, что не только он грешит. Иногда хитрый человек, совершив грех, но считая себя исключительным из-за каких-то благих дел, им совершенных, может найти оправдание проступку: «Мне можно совершать иногда запретное, ведь я такой замечательный, точно не собьюсь с пути, а другим нельзя». Такие люди часто не умеют прощать чужие ошибки и недостатки, но хотят, чтобы их принимали такими, какие они есть. Это ли не эгоизм и гордыня, которые верующий с приходом в религию не посчитал нужным истребить работой над собой?!
Игры с разумом настолько тонки, что мы даже не замечаем, когда коварный нафс побеждает дух и здравый смысл. Рассмотрим несколько примеров, когда можно поймать себя на том, что нафс перешел границы, и ты впадаешь в грех гордыни.
1. Человек всегда и во всем считает себя правым.
Горделивый человек не приемлет другой точки зрения, даже если она не противоречит исламскому мировоззрению. На этой стадии эгоизма нафс искушает человека тем, что приобретенные знания достаточны для того, чтобы считать себя исключительным по отношению к другим. Эта мнимая исключительность разрешает самому себе назначить статус ЗНАЮЩЕГО ВСЕ без исключения. Эти «алимы» « и «шейхи» встречаются везде: в обществе, на форумах интернета. С развитием ума человеческого формируются и возникают новые виды глупости. Уследить за всеми научными и религиозными знаниями не подвластно никому. Поэтому человек, у которого есть ответ на все вопросы, просто глуп. И только истинный мудрец знает, что в приобретении знаний никогда нельзя ставить точку.
2. Человек проявляет гордыню, когда демонстрирует покровительственное отношение к окружающим.
На самом деле это отношение - лишь высокомерный взгляд на тех, кто не удался внешностью, интеллектом или достатком, или еще чем - либо, что делает человека весомым в глазах общества. Иногда люди меняют манеру поведения в зависимости от того, с кем они имеют дело. Предубеждённость к людям по внешнему виду, статусу или положению в обществе не делает чести мусульманину.
Бывает, что в группе незамужних девушек всегда оказывается одна или две, которые всем видом показывают свое превосходство над другими: очень любят учить и давать советы, демонстративно показывают, как нужно правильно одеваться или вести себя.
Встречается и такое, что молодые выпускники медресе в преподавательской деятельности к своим ученикам преклонного возраста относятся как к ровесникам, обращаясь к ним на «ты» или похлопывая по плечу человека, годящегося в отцы, объясняют азы адаба и веры. Все это признаки проявления чувства собственной важности;
3. Унижение других как бы из лучших побуждений, но с целью получения от этого удовольствия;
4. Неумение прощать других;
Оказывается излишняя обидчивость тоже входит в число причин, которые открывают двери греху под названием гордыня. Даже если оскорбление ранило до глубины души, ислам не позволяет носить обиду больше трех дней. Вот сколько работы над своей самостью предстоит человеку, избравшему путь духовности и религии.
5. Чрезмерные разговоры о своих проблемах;
Бесчувственность никогда не делала человека милосердным и понимающим других, но зато усиливает чувство собственной важности.
6. Намеренное применение слов, например, в религиозном споре, которые твои братья по вере не знают и не понимают - есть хвастовство.
8. Желание всегда оставлять за собой последнее слово говорит о болезненном чувстве собственного превосходства.
9. Такие примеры высокомерия, как иронизировать над другими, проявлять сарказм, стремление "уколоть" другого, подшутить, чтобы показать человека в невыгодном свете, не являются признаками духовно развитого верующего.
Исламия
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.