IT-будущее: новые профессии и страхи

Нынешние подростки пришли в мир, когда уже во всю был доступен интернет, и компьютер вошёл в каждый дом. Поэтому тинейджеры не понимают, как их родители могли считать  удобными и «крутыми» какие-нибудь пейджеры, видеомагнитофоны, фотоаппараты-«мыльницы» и пр.

О профессиях будущего

Мир развивается не просто быстро, а с ускорением. Это характеризуется не только всё бо̒льшим разнообразием гаджетов. Это означает коренное изменение отношений человека с техникой вообще и компьютерными (информационными) технологиями в частности.

Главным трендом в этом направлении выступает день ото дня набирающий обороты искусственный интеллект (ИИ). Проводимые исследования подтверждают, что искусственный интеллект (ИИ) практически сравнялся с человеческим, он уже способен справляться даже с творчеством, которое всегда было исключительной привилегией человеческой мысли. 

Нетрудно понять, что дальнейшее развитие ИИ сделает ненужными многие профессии сегодняшнего дня, но, при этом вызовет к жизни – новые. К такому положению вещей готовить общество необходимо уже сейчас.  Ведь, когда сегодняшние дети войдут в трудоспособный возраст, очень возможно, что в их послужных списках  будут обозначены непривычные сегодня специальности: строитель «умных дорог», тайм-брокер, цифровой лингвист, сити-фермер, архитектор трансмедийных продуктов, технолог рециклинга, биотик, ментор стартапов и т.д. и т.п.

Учитывая, масштаб научных и технических рывков, специалисты говорят о некоторых чертах и навыках человека, которые приобретут наибольшую важность в эпоху беспилотных такси, андроидов-юристов, роботов-врачей и пр. Уже сегодня всё более важным становится не решать задачи (ведь это мастерски делает и искусственный интеллект), а уметь их ставить. Поэтому актуальными окажутся такие надпрофессиональные навыки, как: системное мышление, мультиязычность и мультикультурность, способность работать в условиях неопределённости, навыки художественного творчества и некоторые другие.

Как сориентироваться?

Согласитесь, масштабность задач налицо. А занимается ли кто-то квалифицированной подготовкой наших детей к IT-будущему? И как поставлена профессиональная ориентация в современной школе? Точные ответы, наверное, дадут учителя и родители школьников. Скажем только, что алгоритм профориентирования давно разработан. И рассчитан он не только на выпускников школ, но и на тех, кто не доволен сделанным когда-то выбором и рассматривает вопрос о смене специальности. Итак, профориентрование помогает:

- выявить знания, навыки, умения;

- определить склонности и способности;

- установить личностные характеристики;

- определить направления обучения;

- выбрать подходящее учебное заведение.

Кто-то скажет, опять надо обращаться в специальный центр или к психологу… Совсем не обязательно.  Для начала, сделайте три простых шага:

1) Объективно оцените себя (свои сильные и слабые стороны)

2) Осознайте  собственные возможности и потребности (т.е. свои «хочу», «могу» и «надо» в рамках профессии)

3) Продумайте свою цель (образ желаемого будущего, а также свой «путь следования», т.е. конечные и промежуточные результаты)

Даже, если позже вы и решите обратиться за профессиональной консультацией, основное о себе вы будете знать, а значит, ускорите правильный выбор.

Опасны ли для нас роботы?

Существует статистика, что «роботофобия» на Западе занимает третью позицию среди неврозов и страхов людей. И связано это не только с угрозой роста безработицы или аварийных поломок «умных машин». Часто причины этих тревог психического толка. Так, учёные пришли к выводу, что функционирование человекоподобной машины вызывает конфликт в человеческом мозгу, т.к. нарушаются его ожидания соответствия внешнего вида и движений машины. Не менее распространены тревоги о «восстании машин», для противостояния которому люди, дескать, не имеют средств и возможностей.

И всё же хочется верить (и логика подсказывает), что, как бы ни развивались IT-технологии, сценарий с захватом нашей планеты роботами, скорее всего, не перешагнёт границы кинофильмов. Ведь то, чем богата Земля, создано на благо человеку –  флора, фауна, одушевлённый и неодушевленный миры. «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» (смысл) сура «Ан-Намль», 27:62.

Человек – халиф на этой планете и её наследник. Машины, даже будучи «с интеллектом», не смогут тягаться с ним в этом статусе. Другое дело, как сам человек станет использовать нарастающий  без остановок научный потенциал – на облагораживание жизнь вокруг себя или наоборот во вред ей? Правильный выбор, как и во все времена, должна подсказать совесть.

Таким образом, и в эпоху высоких скоростей нам не уйти от  нравственной саморегуляции. Мало того, чем больше возможностей, и, следовательно, искушений, тем важнее оставаться человеком, поминающим Высшее Назидание.

Гузель Ибрагимова

Социальные комментарии Cackle