Аль-Вуджуд означает существование. Аллах существует, однако Его существование отличается от всего сущего. Существование Божественной Сущности обязательное, а его противоположность, небытие, – неприемлемо и абсурдно. Атрибут Бытия является вечным, безначальным Атрибутом, описывающим божественную Сущность. Атрибут Бытия – это основа и суть всех остальных атрибутов Аллаха.
Наши суннитские богословы нашли множество доказательств, подтверждающих существование Аллаха. И, конечно, в первую очередь, это аяты Корана. Анализируя их содержание, можно установить, что в большинстве этих аятов содержится призыв к изучению окружающего мира, которое должно привести к познанию существования Аллаха и Его атрибутов. Например, в одном из таких аятов сказано:
إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِوَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ النَّاسَ وَمَا أَنزَلَ اللَّهُ مِنْ السَّمَاءِ مِنْ مَاءٍ فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِنْ كُلِّ دَابَّةٍ وَتَصْرِيفِ الرِّيَاحِ وَالسَّحَابِ الْمُسَخَّرِ بَيْنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يَعْقِلُونَ
«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [Воле Аллаха] между небом и землей, – во всем этом знамения для разумных людей» (2:164).
Этот аят представляет все упомянутые в нем события и явления как знамение (доказательство) существования Аллаха. В другой группе аятов сказано:
أَفَلَا يَنْظُرُونَ إِلَى الْإِبِلِ كَيْفَ خُلِقَتْ(17)وَإِلَى السَّمَاءِ كَيْفَ رُفِعَتْ(18)وَإِلَى الْجِبَالِ كَيْفَ نُصِبَتْ(19)وَإِلَى الْأَرْضِ كَيْفَ سُطِحَتْ(20)
«Неужели они не поразмыслят о том, как созданы верблюды, как вознесено небо, как воздвигнуты горы, как простерта земля?» (88:17-20)
В этом аяте звучит призыв размышлять о созданиях Аллаха. И подобные размышления обязательно должны натолкнуть человека на мысль о Его существовании.
Другим видом доказательства существования Аллаха является доказательство, основанное на природе человека (фитра). Каждый человек рождается и живет с врожденной верой в существование Аллаха. Эта вера никогда не исчезает, а постоянно сохраняется в человеке и по мере его духовного прогресса или регресса может либо обостряться, либо притупляться. Подтверждение наличия врожденной веры заключается в том, что в трудных ситуациях люди склонны обращаться к Аллаху. В Коране говорится:
وَإِذَا مَسَّ الْإِنْسَانَ الضُّرُّ دَعَانَا لِجَنْبِهِ أَوْ قَاعِدًا أَوْ قَائِمًا فَلَمَّا كَشَفْنَا عَنْهُ ضُرَّهُ مَرَّ كَأَنْ لَمْ يَدْعُنَا إِلَى ضُرٍّ مَسَّهُ كَذَلِكَ زُيِّنَ لِلْمُسْرِفِينَ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
«Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от беды, он уходит, как будто и не взывал к Нам, [моля избавить] его от постигшего горя» (10:12).
Вот пример такого доказательства: Джагфар ас-Садык, да смилостивится над ним Аллах, беседуя с неверующим, спросил у него: «Плавал ли ты когда-либо по морю?» Тот ответил: «Да». И Джагфар, продолжил: «А был ли ты в опасных ситуациях?» Тот начал рассказ: «Однажды мы попали в шторм, и наш корабль разбился. Я схватился за доску, но вскоре и она выскользнула у меня из рук. Через некоторое время волны выбросили меня на берег». Выслушав рассказ, Джагфар сказал: «В начале путешествия ты надеялся на корабль и его команду. Когда корабль разбился, ты надеялся на доску. А когда доска выскользнула у тебя из рук, ты смирился со смертью или надеялся на спасение?» Тот ответил: «Я надеялся на спасение». Джагфар спросил: «От кого ты ждал спасения?» Неверующий промолчал, и Джагфар ответил: «Ты ждал спасения от Аллаха, Который создал тебя».
Не менее интересным являются размышления по этому поводу богословов-суфиев. По их мнению, среди всего существующего, известного людям, самым очевидным является существование Аллаха. Человек не владеет более ясными, определенными, очевидными и само собой разумеющимися знаниями, чем знание о существовании Аллаха. И нет необходимости доказывать существование Всевышнего. Ибо стараться доказать очевидное – это напрасная, бесполезная трата сил.
Традицию поиска доводов, указывающих на существование Создателя, наши ученые продолжают и по сей день. Однако зачастую новые доводы связаны с современными научными открытиями и теориями. Приведем несколько примеров таких доводов:
Это доказательство берет начала в первых веках Ислама, его часто связывают с именем нашего имама Абу Ханифы, да смилостивится над ним Аллах. Хотя Абу Ханифа больше известен как ученый правовед, но в молодости, до того как серьезно заняться фикхом, он часто вел дискуссии с атеистами того времени.
И вот однажды к Абу Ханифе пришла группа неверных с обнаженными мечами. Они хотели убить его. Увидев их, Абу Ханифа сказал: «Разрешите задать вам один вопрос, а затем делайте со мной, что хотите». Те согласились, и Абу Ханифа сказал: «Представьте себе корабль, плывущий по бушующему морю, без команды и капитана, следующий своему курсу, несмотря ни на какие штормы. Возможно ли такое?» Неверные ответили: «Нет». И Абу Ханифа спросил: «Как же вы можете утверждать, что этот мир, более сложный, чем вышеприведенный корабль, мог возникнуть сам по себе?»