Разговор о настоящем и будущем исламской моды мы продолжаем с Дилярой Садриевой, Главой представительства Islamic Fashion & Design Council (Совета исламской моды и дизайна) в России, главным редактором (англоязычного) международного журнала «Cover» о благопристойной моде, предпринимателем.
Диляра, расскажите подробнее о Modest fashion?
В мировом масштабе понятие «исламская мода» постепенно сменяется понятием «благопристойная мода» - «modest fashion» («модест фэшн»). Она предлагает одежду более свободных, закрытых, чем обычная мода, фасонов. Эта одежда предназначена не только для мусульманок, (хотя основными потребительницами всё же остаются мусульманки), но и для женщин других конфессий и жизненных взглядов, которые предпочитают более закрытые, благопристойные и скромные наряды по личным соображениям.
Не дело дизайнеров и производителей диктовать, что кому носить, кому как выглядеть – более строго и консервативно или, напротив, модно и современно. Основная цель – предоставить выбор, и каждый выберет себе то, что подходит именно ему, исходя из того или иного образа жизни.
А в общем, чрезмерная зауженность и приталенность – вчерашний день. Мода все больше движется в сторону комфорта. К тому же, одежду свободного кроя легче «посадить» на фигуру, и это увеличивает возможности реализовать ее бо́льшему количеству потребителей.
Диляра, как взаимодействие Востока и Запада отражается на одежде современных мусульманок?
С одной стороны, наблюдается «европеизация» мусульманской моды, в том числе, из-за процессов глобализации. Уже выросло целое поколение молодых европейских мусульманок, которые социально-активны: учатся и работают. Живя в немусульманском окружении, они стремятся соблюдать свою религию, и в тоже время - вписываться в современное общество.
Можно сколько угодно спорить, что есть мусульманская одежда, а что - нет. Но реалии таковы: мусульманки, выросшие в Европе и не имеющие возможность покупать подходящую современную одежду в специальных магазинах мусульманской одежды, стали формировать свой стиль из того, что предлагается магазинами масс-маркета.
Например, по статистике, наибольший процент покупок европейские мусульманки делают в сети «ZARA», H&M и др., т.е. в обычных магазинах, ассортимент которых позволяет удовлетворять и их потребности. Модная индустрия всегда отражает процессы, происходящие в социуме, в том числе и упомянутые.
К мусульманскому потребителю сейчас обратились многие бренды, видя его растущее количество и покупательскую способность. Известные люксовые бренды выпускают лимитированные коллекции, в основном к мусульманским праздникам для богатых стран Ближнего Востока. Не нужно быть обязательно мусульманским брендом, чтобы обратиться к этой аудитории, главное знать, как грамотно удовлетворить ее потребности.
Однако, нельзя отрицать и влияние Востока на мировую моду. Многие именитые дизайнеры с удовольствием используют элементы, крой, ткани, вышивки исторически присущие именно восточной моде. И делают это очень красиво. Происходит этакое обоюдное влияние.
А какова ситуация на российском рынке?
В нашей стране рынок большой, очень неоднородный и разрозненный. Индустрия всё ещё в зачаточном состоянии, в большей степени из-за недостатка профессионалов и неучастия существующих производителей в общемировых процессах индустрии. И выбор, по-прежнему, невелик.
Вкусовые пристрастия тоже разнятся регионально. В целом, наибольшая прослойка потребителей мусульманской одежды - на Кавказе, в Москве и Татарстане. Но у каждого региона свои особенности в силу исторических, культурных, климатических и социальных предпосылок. В целом, в России есть много над чем ещё работать в этом направлении.
Недавно для одного российского бренда мусульманской одежды, я выпустила коллекцию «Горянка». Прежде, чем приступить к работе над ней, я изучала тот регион – национальные силуэты, цвета, предпочтения, ментальность женщин. Передо мной не стояла задача создать чисто этническую или далекую от реальной жизни коллекцию. Я учла традиции и предпочтения женщин Кавказа, но объединила их с последними тенденциями общемировой моды. В связи с этим, все предметы одежды так же легко впишутся в гардероб любой девушки, которая выбирает элегантность, определенную закрытость, ценит хорошее качество и способна оценить современные фактуры и комбинации.
Диляра, чем Вы подытожите нашу беседу?
Часто можно столкнуться со стереотипом, что покрытая женщина интеллектуально неразвита. Развенчание его – дополнительная нагрузка на мусульманку. Однако, если достойно нести свою позицию, то её принимают. Ваше спокойное и дружелюбное общение вызовет у людей, независимо от их вероисповедания, положительные эмоции и доверие к вам. Эстетичность внешнего образа также может в этом помочь.
Желаю вам жить с открытыми глазами, осознанно, любить и уважать себя и окружающих!
Гузель Ибрагимова