Вопрос о джаназа-намазе без омовения
الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين
А затем...
Кто-то может сказать, что глупо поднимать этот вопрос, ибо все знают, что джаназа-намаз обязательно следует совершать с ритуальным омовением. Я тоже считал этот вопрос очевидным для всех, пока не встретил людей, искренне считающих себя учеными, которые заявляли: «Джаназа — это всего лишь мольба и нестандартный намаз, поэтому его можно совершить и без омовения».
Давайте попробуем разобраться...В книге по шафиитскому мазхабу «аль-Хави аль-Кабир» аль-Маварди говорит: «Джаназа-намаз является фарзом-кифая. Если часть мусульман проведет его, то ответственность спадает с остальных. Этот намаз законен, и поэтому в нем, как и в других намазах, в которых совершаются поясные и земные поклоны, следует быть с большим (гусль) и малым омовением (вуду), прикрыть постыдные места (аврат) и повернутся к кыбле».
И это основное мнение ученых. Но будет честно, если мы отметим, что аш-Ша'би и Ибн Джарир ат-Табари высказали иное мнение: «Джаназа-намаз — это необычный намаз. Это мольба и прошение о прощении (истигфар). Следовательно, этот намаз разрешено совершить и без омовения». Но знайте, что это мнение противоречит мнению большинства ученых (иджма). Но в той же главе, от того же аш-Ша'би приводится иное мнение о том, что тому, кто боится опоздать на джаназа-намаз, нужно совершить таяммум. В Благородном Коране джаназа-намаз назван именно словом намаз:
.وَلَا تُصَلِّ عَلٰى اَحَدٍ مِنْهُمْ مَاتَ اَبَدًا وَلَا تَقُمْ عَلٰى قَبْرِه اِنَّهُمْ كَفَرُوا بِاللّٰهِ وَرَسُولِه وَمَاتُوا وَهُمْ فَاسِقُونَ
"И никогда не совершай намаз ни за одного из них, когда он умрет, и не стой над его могилой.
Ведь они стали неверующими в Аллаха и Его Посланника и умерли будучи нечестивцами».Следовательно, если Шариат называет этот намаз, именно намазом, то как и другие намазы его следует совершать с омовением.
В сборнике хадисов Ибн Маджи приводится:
عن أنس بن مالك قال سمعت رَسُول اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يقول لَا يَقْبَلُ اللَّهُ صَلَاةً بِغَيْرِ طُهُورٍ
Приводится от Анаса ибн Малика (радыяллаху анх), что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах не принимает намаз, совершенный без омовения»
В книге «Муватта» приводится риваят от Ибн Умара (радыяллаху анх):
أخبرنا مالك أخبرنا نافع عن ابن عمر أنه كان يقول : لا يصلي الرجل على جنازة إلا وهو طاهر
Имам Малик приводит от Нафи'а, а он от Ибн Умара: «Человек может совершить джаназа-намаз только лишь с омовением». Имам Мухаммад бин Хасан после этого риваята имама Малика сказал: «Мы берем это мнение. Человек может совершить джаназа только с омовением. В случае если у человека нет омовения, и он боится опоздать на этот намаз, то он читает его, совершив таяммум. И этого мнения придерживался Абу Ханифа»
Аллах знает лучше!