Фото: SERGEI BRIK/ shutterstock.com
Начало: Cамые первые и известные школы в истории ислама
В XV османские турки реформировали образование, создав учебные комплексы в таких городах, как Стамбул и Эдирне.
Новая система называлась кюллие и предполагала организацию чего-то вроде университетских кампусов с мечетью, больницей, школой, общественной кухней и столовой. Как пишет современный арабский автор Мустафа Сабаий, ученики в этих школах были разделены на два потока, в дословном переводе с арабского на «внешний» и «внутренний».
В первом обучались мусульмане из данного города, которые посещали только занятия, а после учебы возвращались к своим семьям. Образование во внутреннем потоке было организовано по принципу интерната. Здесь обучались приезжие мусульмане, не имевшие жилья и родственников в данном городе, а также те, чьи семьи из-за скромного достатка не могли позволить себе их содержание.
Ученики обеспечивались питанием, жильем, отдельными залами для дополнительных занятий и поклонения. Поэтому каждая подобная школа состояла из мечети, учебных классов, жилых комнат, библиотеки, кухни и бани.
Некоторые школы имели стадионы для физических занятий учеников на открытом воздухе. Причем всем этим ученики обеспечивались бесплатно. Расходы на содержание школы и заработную плату учителей покрывались государственными фондами вакф, которые формировались за счет благотворительных пожертвований.
Любой богатый мусульманин мог основать школу. Образование ценилось высоко, деньги на него давали щедро и оно процветало. Такие меценаты были и в России. Если посмотреть историю развития мусульманских школ в России, то они также создавались за счет благотворительных фондов вакф, когда состоятельные мусульмане передавали в фонд здания медресе и содержали его.
"Вакф по своей сути – уникальное явление, подаренное Исламом миру"
Фото: Sigit Pambudi/ shutterstock.com
По словам педагога Уайлдса: «Та великая щедрость, которую они – мусульмане демонстрировали в организации школьного образования для своего народа, было одним из мощнейших факторов блестящего и стремительного роста их цивилизации. Образование было распространено столь широко, что трудно было, как говорили, найти мусульманина, который не умел бы читать или писать».
С развитием школ они были разделены на четыре категории, различавшиеся тем, чему и на каком уровне в них учили: обычные, средние, «дома хадисов» и медицинские.
Обычные школы соответствовали начальным. При ее окончании ученики получали свидетельство о получении образования первого уровня и могли поступать в средние. Такая школа – начальное медресе имелось в каждой деревне.
Даруль-курра – «дом чтецов», был средней школой. В ней совершенствовали владение арабским языком и осваивали навыки чтения и рецитации Корана. Здесь готовили имамов и муэдзинов.
Даруль-хадис – «дом хадисов» специализировался на преподавании и исследовании хадисов – изречений Пророка Мухаммада. Такое образование считалось эквивалентным университетскому, и выпускники могли работать в религиозных учреждениях.
Первая медицинская школа была основана в Дамаске в 1031 году. До этого медицинское образование можно было получить, обучившись в больнице или пойдя в ученики к врачу. Обучение медицине в специализированных учреждениях укоренилось в XVI веке во время правления Сулеймана Великолепного.
Что может считаться вакфом?
Фото: Akhmad Dody Firmansyah/ shutterstock.com
Ибн Баттута, мусульманский путешественник XIV века, говорит об ученике, которому оплачивали все расходы на учебу: «Всякий, кто желает пройти курс обучения или посвятить себя религиозной жизни, получает любую помощь, необходимую для достижения этой цели».
История предпринимательской деятельности мусульман России
Ихсан Кышкаров