Сейчас, когда перед обществом стоят глобальные вызовы, такие как мировой терроризм, крайне важно дать молодежи стоящее образование, чтобы они смогли противостоять разрушительной деятельности деструктивных культов. В каком соотношении должно быть светское и религиозное образование? Стоит ли отправляться в поиске знаний за границу или искать их на родной земле? Почему радикальному воздействию подвержены больше всего молодые люди в возрасте 20-25 лет? На эти вопросы попытались ответить участники телемоста Москва – Казань – Симферополь.
Отсутствие необходимых знаний, полное невежество в религии – вот бич нашего поколения. К этому примешивается еще и военный романтизм, который становится катализатором для молодежи. Не секрет, что те, кто получил какое-либо образование, менее подвержены восприятию радикальных идеологий. Ведь к вхождению в деструктивные культы ведет именно незнание элементарных вещей об Исламе.
- Через просвещение мы доносим истинные ценности Ислама. Наш приоритет – это образование, - отметил в ходе беседы Рушан Аббясов, первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации. – Вспомните, до революции у нас была развитая исламская система образования. А после падения атеистического режима первое, что было создано, - это исламские духовные институты, в том числе и религиозные учебные заведения. Сейчас мы видим трехступенчатую программу исламского образования. При каждой общине действует воскресная школа. Есть средне специальные образовательные учреждения, которые готовят имамов, высшие, откуда непосредственно выходят бакалавры с дипломами государственного образца.
Если говорить о ситуации на территории Татарстана, то примечесткие курсы посещают около 30 тысяч человек, а состав преподавателей колеблется в пределах 1200.
- По всей России действуют около 80 учебных заведений, в том числе 10 университетов, - резюмировал Рафик хазрат Мухаметшин, ректор РИИ, заместитель муфтия, председателя ДУМ РТ. – Система исламского образования функционирует. Естественно, понадобится не одно десятилетие, чтобы вернуть наши традиции, но процесс запущен и идет очень успешно.
Уже в сентябре, как заверил Рафик хазрат, планируется открыть Болгарскую исламскую академию. Первый набор будет ограничен 25-30 местами, абсолютно бесплатными, так как необходимо сначала зарекомендовать себя, привлечь студентов. Обучаться будущие студенты будут по программам магистратуры и докторантуры.
- Это хороший шанс возродить нашу, отечественную богословскую школу. Об этом говорил и Президент РФ Владимир Путин. Болгарская исламская академия – это будет хорошее испытание для медресе и вузов. Их знания будут проверяться.
Через образование можно и нужно оградить молодежь от различных угроз и вызовов. Ведь так легко подменить понятия и пойти по пагубной дорожке.
Также существуют всевозможные совместные программы, получение двойных дипломов (идут переговоры с университетами в Марокко и Малайзии). Каждый год около 300 студентов из Республики Казахстан проходят обучение в Российском исламском институте (стоит отметить, что их принимают по рекомендации ДУМ Казахстана). Однако, высказали свои опасения спикеры, нет никаких гарантий, что по возвращении из иностранного религиозного учебного заведения, студенты будут грамотными и адекватными. Здесь стоит учитывать и различи в школах, мазхабах. К тому же у них полностью отсутствует понимание ситуации, происходящей с уммой в их стране. Необходимо знание российской действительности, проблем местной мусульманской общины.
- Получение соответствующего религиозного образования – это панацея от будущих испытаний, - уверен заместитель муфтия Республики Крым Эсадуллах Баиров. – Должны быть не отдельные действия, а совокупность мер, которые помогут создать надежный щит перед горе-проповедниками.
На территории Республики Крым действует около 30 медресе, каждое из которых потенциально может стать высшим учебным заведением. Это позволяет получить знания большему количеству людей именно на той территории, где они планируют жить и вести свою просветительскую и образовательную деятельность.
Лейтмотивом всего телемоста была проблема сохранения, отсутствия знаний о своих корнях, о своих традициях, культуре, религии. Этим и пользуются вербовщики. Они обвиняют предков потенциальных жертв в том, что те были далеки от ислама и внесли нововведения.
Другой краеугольный камень – нехватка кадров. По мнению спикеров, параллельно с религиозным работникам духовной сферы важно получать и педагогическое образование.
Отдельным блоком стоит работа в интернете. Здесь главная задача – дать правильный стимул исламскому образования, пояснять, что на самом деле несет в себе Ислам. К примеру, интернет-медресе должны быть прикреплены к определенным учебным заведениям. Безусловно, возможность получить религиозное образование дистанционно – это прекрасная возможность, но не стоит забывать и о том, что в этом случае нужно быть особенно осторожным, чтобы понять, что у студента в голове и не дать ему проглотить приманку вербовщиков.
Ильмира Гафиятуллина, Казань