Галимджан Баруди: «Долг каждого – беречь величие веры»

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

«Моя цель и мои мысли: следует реформировать школы и медресе, чтобы приблизить их к религии и принести пользу жизни. Нужно, чтобы и стар, и млад держались за религию, всеми силами заботились о ней, помнили о нравственности. Религия – не наука, а практика, стремиться к которой – цель любой науки. Долг каждого – иметь свои свободные, не заимствованные взгляды, не лицемерить, беречь величие веры. Но в каждом деле нужна постепенность. Человеку трудно отделиться от привычного», – одна из записей в последнем дневнике Галимджана Баруди – общественного и политического деятеля, богослова, выдающегося педагога-реформатора и просветителя.

В 1882 году Галимджан Баруди завершил обучение в Бухаре и вернулся в родную Казань. Последующие годы жизни ученый посвящает службе на благо своего народа. Уже в октябре 1882 года Галимджана Галеева (его настоящая фамилия) назначают вторым муллой при Белой мечети.

Сегодня это культовое здание находится в процессе восстановления и располагается по адресу: Казань, улица Кызыл Татарстан, 20. Первое время Баруди давал уроки при мечети, но совсем скоро ему предоставляется возможность организовать учебный процесс в собственном медресе. В том же 1882 году Мухаммаджан Галеев, отец молодого ученого, финансирует постройку здания.

«Галеевское медресе» (по официальным документам) среди народа приобретает известность как «Мухаммадия» – в честь основателя. В течение года количество желающих учиться у Галимджана Баруди возросло настолько, что одноэтажное строение стало тесным. Здание расширялось, стало трехэтажным, и окончательный облик приняло в 1901 году.

Но в первые годы своей работы медресе «Мухаммадия» мало чем отличалось от других мусульманских учебных заведений. В 1886 году Галимджан Баруди отправляется в паломничество, с остановками в Константинополе и Каире, где знакомится с методами преподавания и обустройства медресе.

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

«Старое подобно плохим зернам, бросаемым на плохую землю, пусть и с большим искусством. Хороших результатов не получится. Учебное расписание, негодные учебники полностью заменить. Следует исключить логику, философию, вернее, то, что преподавалось под этими названиями. Надо отобрать те или иные науки, исходя из потребности, и установить верную пропорцию между старым и новым. Следует принять арифметику, геометрию, новое естествознание, астрономию, причем, остерегаться длинных комментариев», – напишет Галимджан Баруди в «Памятной книжке» намного позже. Но в 1887 году, вернувшись в Казань из хаджа, он принимается реформировать систему образования в своем медресе.

В программе обучения Баруди предлагал больше внимания уделить предметам по толкованию Корана, чтению хадисов, арабской литературе. Из светских предметов значение придавалось изучению геометрии, арифметики, географии, истории, естествознанию. Основной упор был сделан на осмысленном изучении религиозных дисциплин и преподавании на родном татарском языке. Старый традиционный метод заменили на новый – звуковой. Новометодное медресе отличалось и организацией учебного процесса: это большие оборудованные классы, наглядные пособия, благоустроенное общежитие, столовая, обширная библиотека.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

С введением в медресе «Мухаммадия» нового метода обучения возник вопрос новых учебных пособий. За неимением специальной литературы и ввиду российского запрета на ввоз учебников из-за границы, их написание и издание легли на плечи самих организаторов. Галимджан Баруди лично составляет несколько учебников, многие из которых впоследствии стали классическими образцами. Под руководством Баруди к середине девяностых годов XIX века медресе «Мухаммадия» становится передовым и авторитетным учебным заведением Казани. Учитываются и новшества европейской цивилизации, которые органично вплетаются в программу обучения.

В 1906 году в медресе «Мухаммадия» работали двенадцать преподавателей, а в 1913 их количество увеличилось до двадцати. Многие из преподавателей, помимо педагогической деятельности, активно публиковались в периодических изданиях, например, в журнале «Религия и нравственность».

Кроме постоянных, штатных сотрудников, в начале XX века здесь преподавали такие личности, как историк и публицист Юсуф Акчура – турецкая история и литература, доктор Абубекир Терегулов – курс медицины и гигиены, Фатих Амирхан – география, юрист Саид-Гирей Алкин – право. Обучаться в медресе «Мухаммадия» помимо татарской молодежи стали приезжать учащиеся с Кавказа, Туркестана и Казахстана.

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

В стенах учебного заведения получило образование большое количество представителей татарской интеллигенции и общественных деятелей. Питомцами медресе были такие известные общественные деятели, просветители, драматурги, ученые и писатели, как Фатих Амирхан, Галиаскар Камал, Карим Тинчурин, Галимджан и Бурхан Шараф, Маджит Гафури, Салих Сайдашев, Султан Габаши, Миргазиз Укмасый, Хусаин Ямашев, Фатхи Бурнаш, Худжа Бадигий, Камил Якуб, Зариф Башири, Гыйбад Нугайбак, Наки Исанбет, Баки Урманче, Ахмет Исхак и многие другие. Медресе «Мухаммадия» просуществовало с 1882 по 1918 года.

Благодаря самоотверженному труду Галимджана Баруди в медресе «Мухаммадия» воспылал один из очагов новометодного образования в России начала ХХ века. В стенах медресе Галимджану Баруди удалось претворить в жизнь те идеи, которые в свое время не смогли воплотить многие его предшественники: Абу Наср Курсави, Хусаин Фаизханов, Шигабутдин Марджани и другие.

Всестороннее обучение позволяло шакирдам работать в будущем преподавателями и имамами в мечетях. Выпускники современного медресе «Мухаммадия», как и их предшественники, обладают интеллектуальным потенциалом для реализации возможностей во многих сферах жизни общества.

Эпоха перемен: в чем был успех и новизна медресе «Мухаммадия» при Баруди?

Динар Зигангиров

Социальные комментарии Cackle