В наше время очень часто распространяется такое негативное явление как постепенная утрата родного языка, национальной самобытности среди тюрко-мусульманского сообщества нашей страны. Обычно непочтительность к своему родному, национальному чаще проявляется среди неверующих людей, не отягощённых религиозной этикой.
Но с другой стороны стремления забыть свой национальное самосознание, родной язык, имеет тенденцию к сожалению и среди молодых мусульман. Обычно при этом они оправдывают словами что - «перед Аллахом все равны. И зачем мне нужен родной язык (татарский, башкирский и т.д.) если на арабском я читаю намаз, а на русском общаюсь?. Действительно Всевышний нас учит тому, чтобы верующие были едины и не враждовали между собой. «Воистину, ваша умма — умма единая, а Я — ваш Господь. Бойтесь же Меня!» (Сура 23, аят 52).
Но давайте подойдем к этому вопросу с другой стороны.
Для начала уясним, что же такое национальное происхождение, язык, культура и т.д. По сути учитывая то, что язык и национальная культура нам досталась от предыдущих поколений, то есть по сути достояние наших предков. Проще говоря наших родителей,.. Аллах учит нас уделят нас почтение к своим родителям. «И преклоняй пред ними обоими крыло смирения» (Коран, сура «Аль-Исра», аят 24). Но ведь это в свою очередь не говорит о том, что чужие родители при недостойны такого же почета и уважения, нет. Просто Всевышний так устроил наш мир, что все в нем имеет свое свое предназначение. каждый родитель проявляя заботу о своем отпрыске, вправе ожидать от него такого же почтения. Подобно поведению праведных детей, сохраняющих почитающих своих родителей, должно безусловно так же чтить и уважать наследие наших предков, ведь без них не было и нас всех.
Что действительно не примелет ислам, что и подчеркивается в хадисах, так это пропаганды превосходства своего народа над чужим. Так Пророк (мир ему и благословение) в прощальном хадже сказал: «Нет достоинства у араба над неарабом, кроме как в богобоязненности» (сура «Худ», аят 18). То есть идеология превосходства, выпячивания своей нации есть безусловное зло и грех. В мирском плане такая идеология носит название шовинизм от фр. chauvinisme — идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов.
Стремление сохранять свой родной язык, культуру, почитание своих предков, несомненно, никак не может трактоваться как гордыня или превозношение именно своих прародителей. Нет, это просто проявление уважения. Не будем забывать, что на протяжении всей истории и сам ислам, как религия способствовал во многих случаях сохранению национальной самобытности. Яркий примером этому служит история татарского народа. Именно ислам в свое время спас татар от полного исчезновения в результате насильственной христианизации, в то время как отошедшие от религии своих предков татары в большинстве случаев быстро ассимировались в русскоязычной среде. Величайшие татарские богословы XIX века признанные во всем мусульманском мире, такие как Шигабутдин Марджани и Каюм Насыйри ратовали за всестроннее развитие и сохранение языка и национальной самобытности татар, и остерегали нас от полного растрворения внутри исламского сообщества.
К примеру Ш. Марджани говорил: "Между наименованиями (татарин и мусульманин) такая же большая разница, как расстояние между Нилом и Евфратом!". А сторонникам отрицания нацинального начала среди мусульман, он говорил: "Если бы твой религиозный и национальный недруг не знал другого твоего наименования, кроме имени «мусульмане», он бы тебя возненавидел как мусульманина. Кто же ты, если не татарин?".
Не будем забывать, что все национально-освободительные движения возникли в том числе на основе национальных объединений. И такое правило действовало во многих частях огромного мусульманского мира. К примеру освобождение арабских стран от колониальной зависимости проходило под лозунгами панарабизма (идеологии воссоединения всех арабов), хотя сегодня никто не сможет сказать что борьба арабского народа за свое национальное освобождение сначала от Османской империи, затем от английских колонизаторов не носила прогрессивного и справедливого характера.
Поэтому сохранение своего языка, национальной идентичности – это один из элементов почтения к своим предкам, а следовательно богоугодное дело. Отсюда манкуртизация - процесс утраты исторических, культурных и т.п. связей, ценностей, национальных и нравственных ориентиров, не может являться положительным явлением. Не стоит забывать, что стремление к унификации всего национального, самобытного предпринимали и предпринимаются врагами ислама к сожалению и внутри мусульманской уммы. К примеру адепты ваххабизма, одним из краеугольных камней своей идеологии провозглашают отмену всего национального, самобытного, напирая именно на тезис о том, что все мусульмане равны перед Аллахом, а «местный» ислам (татар, башкир, кавказских народов) якобы сильно искажен. И под данным «соусом» втихую в неокрепшие головы и вдалбливается их ложные ценности привнесенные из иной среды, под видом «чистого» ислама.
Но даже таким адептам ратующим за «чистый» ислам, можно привести строки из священного Корана, опровергающие их позицию К примеру мы там увидим такие строки: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Сура 49, аят13)
То есть и в священном Коране Аллах напоминает нам, что различие народов племен, мужчин и женщин - это не зло и не грех с которым надо бороться. А скорее наоборот повод к тому, чтобы мы изучали, познавали друг друга и не стремились все перекроить и изменить. Всевышний во всяком случае знал лучше нас, простых смертных, что действительно хорошо, а что плохо. И раз он нам дал разные языки, разную культуру, значит он несомненно видел в этом положительный момент, а не отрицательный. Ведь на все воля Аллаха.
Манкуртизм прикрываемый исламскими ценностями о равенстве всех пред Аллахом не может и не должен быть оправданием к отказу от наследия своих праотцов. Ведь это по сути к неуважению и к своим родителям, стремление отречься от них.
Таким образом, стремление мусульманина сохранить свою национальную самоидентичность, родной язык и культуру не просто частное решение каждого человека, а поистине богоугодное дело. А потому человек отрицающий необходимость этого не может называться не только образованным человеком, но и истинным мусульманином.
Ильнар Гарифуллин