«Они станут спрашивать тебя о духе.
Скажи: «Дух – от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало»
(аль-Исра, 85).
Общеизвестный факт – при встрече с неизбежным любой человек проходит через 5 стадий: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. И, хотя психологию, как академическую науку, нужно воспринимать как данность, современное мусульманское сообщество России находится в первой стадии – в стадии отрицания.
В качестве доказательства шариатского запрета на изучение психологии мусульмане приводят аят, вынесенный нами в эпиграф. Что, разумеется, в корне неверно, потому как в аяте использовано слово «الرُّوحِ» («рух», «дух»), в то время как наука психология, известная мусульманам еще со времен Имама Газали, по-арабски называется «’ильм ан-нафс» (علم النفس), т.е. «наука о душе».
Основоположником психологии можно по праву считать великого мусульманского ученого Абу Хамида аль-Газали (1058-1111). Именно он, будучи систематизатором мусульманских наук, в том числе тасаввуфа, собрал из Корана и Сунны знания о человеческой душе.
Свое дальнейшее распространение психология получила именно в русле мусульманского мистицизма – суфизме (’ильм ат-тасаввуф). Суфизм учит воспитанию и совершенствованию души с единственной целью – достижения довольства Аллаха. Однако цель эта достигается посредством познания своего собственного нафса, всех его слабостей и ухищрений. Иными словами, суфизм – это путь самопознания и самосовершенствования ради довольства Аллаха.
Справедливо будет сказать, что мусульманская психология – это тасаввуф, а мусульманский психолог – последователь суфизма, достигший уровня наставничества. Однако, путь тасаввуфа крайне сложен и тернист, поскольку человеческая душа – материя очень прихотливая.
Наука очищения сердца, или что такое тасаввуф
В современном обществе в последние 5-7 лет психология стала очень популярна. В чем, на наш взгляд, причина ее популярности? В том, что общество давно и глубоко болеет. Если мы посмотрим на историю России в последние 100-120 лет, то увидим 2 мировые войны, революцию, голод, репрессии, гонения на религию, крах государственного строя, лихие 90-е, попытки строительства нового государства и утверждение нового миропорядка через военные конфликты и столкновение цивилизаций. Все это – на фоне мировой нестабильности и экономической лихорадки.
Разумеется, даже религиозному и верующему человеку сложно в таких условиях сохранять душевное равновесие. Но не будем забывать, что наша душа – такая же часть нашего естества, как и наше тело. И точно так же, как и наше тело, наша душа может быть больна. И если некоторые психические расстройства (не все!) можно списать на наваждение джиннов и сглаз, то такие болезни души, как депрессия, имеют отличные от «бесовщины» причины.
Может ли мусульманин страдать депрессией? Да, может. Точно так же, как мусульманин может простыть или заразиться ВИЧ. Все болезни – от Всевышнего Аллаха. И от Него же излечение. Аллах призывает искать исцеления от болезней и, пока человек ищет лекарство, прощает ему по Своей милости грехи.
Однажды потеряв связь со своей религией и культурой, столкнувшись с вызовами истории, человек травмирует свою душу. Душевная травма формирует характер, а затем передается «по наследству» детям, которые вырастают с оглядкой на душевную травму родителей. Потом травма вновь передается детям детей – и так мы получаем несколько поколений травмированных людей. Ведь не просто так говорят: «Хочешь воспитать своего ребенка – начни с себя». Именно с такими душевными травмами работает популярная психология. И работает, надо признать, успешно.
Апатия по-мусульмански: как с ней бороться
Чтобы обходиться без психологов, современному человеку необходимо вернуться к религиозным истокам, к своей культуре. Нужно основательно изучить свою религию, выполнять в полной мере заповеди Аллаха, жить по Корану и знать Сунну. Это сложно. Гораздо проще пойти к психологу, заплатить несколько десятков тысяч рублей за цикл сессий и вздохнуть облегченно.
Это можно грубо сравнить с тем, как сложно бывает всю жизнь вести здоровый образ жизни, правильно питаться, заниматься спортом, закаляться и беречь себя от чрезмерного риска в жизни, и все только для того, чтобы не болеть и сохранить идеальное здоровье до старости. Ведь гораздо проще жить так, как хочешь и иногда пить таблетки, а также периодически навещать клинику для плановых операций.
Итак, психология стала в последнее время популярной и даже модной. Да, по милости Аллаха психология лечит душевные травмы. Но как так получилось, что психология дала людям свободу от Аллаха и Его предписаний? Как так получилось, что люди, послушавшие психологов, стали отказываться от фарзов?
Все просто: эти люди воспринимали ислам как фактор, калечащий душу. Шайтан не давал им покоя, терзая нафс и настраивая его против своего хозяина. И дело не только в слабом имане, сколько в отсутствии знаний. То есть, в банальном невежестве.
Ангел, который убирает из сердца грусть и горе
Например, намаз. Почему после психолога люди стали отказываться от совершения намаза? Потому что всегда тяготились совершением намаза. Но, что есть намаз как ни манифестация отказа от всего призрачного, эфемерного и ненастоящего, всего, что есть в этом мире ради Того, кто является Истиной? Только потеряв все, мы обретаем свободу!
Такбир тахрим – это движение оставления позади себя всего мирского ради таинства общения с Аллахом. Дунья со всеми ее испытаниями, соблазнами, иллюзиями и невзгодами остается позади молящегося, в то время как он сам устремляется душой и мыслями к Вечному Творцу. Правильное понимание намаза является залогом того, что мусульманин никогда не будет им тяготиться.
Почему мусульманские женщины после консультаций у психолога стали отказываться от хиджаба? Потому что тяготились 10-граммовым платком на голове и скромной одеждой. Потому что завидовали легкомысленно одетым женщинам, демонстрирующим свою красоту. Но что есть хиджаб?
Хиджаб – это символ свободной женщины. В доисламскую эпоху женщина была товаром и вещью. Мужчины свободно передавали женщин друг другу, делились ими и отказывали им даже в самых базовых правах. Распространены были обычаи, когда одной женщиной пользовалось одновременно несколько мужчин, а если женщина беременела, то мужчины определяли отцовство согласно жребию. В таком обществе женщина должна была демонстрировать «товар лицом», чтобы подороже себя продать.
Ислам возвысил женщину и наделил ее субъектностью. Освободив женщину от гнета мужской тирании и несправедливости, абъюза, Аллах облагодетельствовал ее, повелев укрывать свое тело. Отныне, тело женщины стало принадлежать только ей. И лишь она сама решала, кому она откроет свою красоту, выбрав этого человека себе в мужья. Но рабыням хиджаб не был обязателен, поскольку рабыни, равно как и рабы, оставались товаром. Так продолжалось, пока рабство как явление не исчезло в исламе. Отныне все мусульманки – свободные женщины и их тело принадлежит только им. Они скрывают его от посторонних мужчин.
Покрытие головы – традиция или предписание ислама?
В чем ошибка людей, увлекающихся психологией и отказывающихся от предписаний ислама? В том, что они не уделили достаточно времени и внимания для того, чтобы понять глубину ислама и его предписаний.
В чем ошибка современных мусульманских психологов? Хотя, давайте не будем их так называть, потому что мусульманский психолог – это последователь мусульманской психологии, то есть – суфизма. Правильнее будет сказать – психолог-мусульманин. Ошибка этих людей в том, что они, будучи мусульманами, не помогли людям правильно понять свою душу, не призывали размышлять над верой, не поправили своего клиента, когда он делал неправильные выводы о своей душе.
Причина и у тех, и у других одна и та же – недостаток знаний, банальное невежество. Невежеством же объясняется и тот факт, что психологи-мусульмане пренебрегли менталитетом других народов, традициями, обычаями, когда отправились со своими советами в другие мусульманские регионы.
Человеческая душа – хрупкий и очень тонкий механизм. К нему нужен особый ключ. Мусульмане-психологи же пытаются открыть замок души другого человека монтировкой, которой они взломали души своего окружения. Тем более, с каким бэкграундом вы отправляетесь покорять другие регионы? С бэкграундом «освобожденных женщин востока», ради свободы быть товаром отказавшихся от предписаний Всевышнего Аллаха и от надежды на спасение в следующей жизни.
Ислам издавна знаком с понятием души и с науками о ней. Наука о душе в ее современной нерелигиозной трактовке также имеет место быть. Имеют ли место в жизни мусульман страдания? Да, конечно. Должен ли мусульманин преодолевать страдания и искать от них спасения? Безусловно. Может ли причиной избавления от страданий быть психология? Разумеется!
Точно так же, как и причиной от избавления от простуды может быть парацетамол, а не черный тмин. Но ведь цель каждого мусульманина – довольство Всевышнего Аллаха! Если в целом дозволенная (много зависит от психологических практик и соблюдения этики) психология привела человека к избавлению от психотравм через отказ от предписаний Аллаха, то она становится запретной. Это можно сравнить с тем, как яблоко становится запретным к употреблению, если оно было украдено. И психологам-мусульманам необходимо это понимать.
Можно ли обойтись без психологии современному мусульманину? Да, конечно. Через познание своего нафса, через его постоянное воспитание и совершенствование. Через познание предписаний Аллаха и их мудрости.
Мы не надеемся, что эта статья заставит задуматься психологов-мусульман, но она, возможно заставит задуматься их бывших и будущих клиентов – тех, кто видит причину своих душевных трав в исламе и его строгих, но справедливых правилах. Тех, кому мешает намаз и хиджаб в достижении душевного спокойствия. Им кажется, что ислам – это причина их испытаний и искушений. Да, это можно трактовать и так. Потому как Аллах Всевышний сказал:
«Неужели люди полагают, что их оставят без испытания только за то, что они сказали: «Мы уверовали»?» (аль-Анкабут, 2).
Но мудрость этих испытаний в том, что посредством этого Аллах дает блага в следующей жизни, при должном уровне терпения, конечно. А тем же, которые по причине искушений и испытания отказываются от предписаний Аллаха, не стоит возлагать больших надежд на тот мир. И в этом вся суть трудностей нашей жизни.
Гадель Салихов