
Фото: Ислам-тудей.
В восточных культурах, особенно в мусульманских традициях, еда – это не просто прием пищи, а акт поклонения, гостеприимства и семейного единства. Традиция есть на полу (или низком столике) уходит корнями в пророческую сунну и отражает принципы простоты (захв), скромности и равенства перед Аллахом. Это не просто обычай, а способ приблизиться к чистоте и духовной близости, как учил пророк Мухаммад ﷺ. Давайте разберемся подробнее, и уделим особое вниманием татарам, чьи традиции сочетают исламские корни с уникальным наследием.
Фото: elements.envato.com, автор: Rawpixel
В исламской культуре еда на полу (или на «суфре» — расстеленной скатерти) — это сунна, основанная на примере Пророка ﷺ. Согласно хадисам, он ел сидя на полу, используя правую руку, без излишеств. Это символизирует:
В арабском мире, Иране, Центральной и Малой Азии, на Балканах эта традиция сохраняется до сих пор. Обычно семья собирается вокруг большого блюда, ест руками и делит пищу, укрепляя узы.
Фото: elements.envato.com, автор: DanielVincek
Считается, что эта традиция пришла из бедуинского быта, где не было мебели, и распространилась с исламом. В Османской империи и Иране суфра была ритуалом: еда на полу в повседневной жизни и во время праздников подчеркивала общность уммы. До XX века в сельских районах Ближнего Востока, Афганистана, Пакистана и Индии это было нормой — и до сих пор практикуется в традиционных семьях.
У волго-уральских татар до середины XX в. центральным элементом пищевой практики в сельских домах выступали сәке — деревянные нары высотой 35–55 см, занимавшие 60–70% периметра главной комнаты (өй эче).
Сәке в татарском доме – это не просто нары, а настоящий многофункциональный комплекс, который менял функцию в зависимости от времени суток и жизненного ритма семьи.

Фото с выставки: Ислам-тудей
Ночью сәке становилась спальным местом: зимой помост аккумулировал тепло от печи (мич), возвышаясь от холодного пола, летом служил прохладной лежанкой. Материалы — сосна или береза для каркаса, войлок (тула) и циновки (чигә) — демонстрировали локальную экологическую рациональность.
Днем нары превращались в рабочую поверхность: женщины шили одежду, чистили зерно, мужчины чинили упряжь или инструменты.

Фото: Ислам-тудей.
Вечером, с наступлением сумерек, сәке обретала свое главное предназначение – трапезную зону. Поверх войлока расстилали дастархан и раскладывали еду. Семья собиралась в круг, старший читал дуа, и начиналась трапеза — не просто еда, а ритуал единения.
А в праздники сәке становилась социальным центром. Гости рассаживались вдоль стен (нары могли вместить до 10 и более человек), превращая дом в пространство общности и гостеприимства.
Таким образом, сәке — это живой календарь татарской жизни, где каждая функция была привязана к ритму дня и года, отражая экологическую мудрость и социальную гармонию.

Исхаков Султан "Идиллия" / Фото с выставки: Ислам-тудей
Наблюдения в селах Актанышского района Татарстана (1950-е гг.) фиксировали строгую соматическую дисциплину:

Кулакова Екатерина из серии работ "В гостях у татар" /Фото с выставки: Ислам-тудей
Коллективизация и урбанизация в 1950–1970-х гг. привели к вытеснению сәке в сельской местности европейскими столами. Но в селах Закамья традиция держалась до 1980-х гг. Исследователи отмечают, что это помогало татарам сохранять идентичность под давлением ассимиляции. Однако благодаря исламу наблюдается возрождение приема пищи на сәке и на полу. Так в сельских районах Татарстана отмечается использование сәке для ифтаров. А в Казани наблюдается неотрадиционализм – молодые семьи расстилают дастархан на полу во время Рамадана как акт культурной идентичности.
Татарский сәке — не архаичный пережиток, а адаптивная технология, в которой материальная культура кодирует социальные и религиозные ценности. Возможно, возвращение к полу во время трапезы — не только ностальгия, но и ответ на отчуждение современного городского пространства.
Фото: elements.envato.com, автор: LightFieldStudios
Азат Каримов