Постоянные контакты Крыма с мусульманскими странами были предопределены его географическим положением. Сегодня ислам в Крыму является тем фактором, который объединяет многочисленные народы Крыма, а мечети - символом этого объединения.
История
Первые сведения о мечетях Крыма появились раньше, чем полуостров стал частью Золотой Орды. О том, как быстро менялась власть в Крыму в те годы, свидетельствует то, что знаменитый храм с аркадой в Судаке изначально задумывался как мечеть и строили его турки. Позже генуэзцы превратили его в католическую церковь, а в 15-м веке он снова стал мечетью.
Совсем рядом, в Старом Крыму, который был резиденцией эмира и назывался Солхат, была построена мечеть Хана Узбека, которая сохранилась до нашего времени и является самой старой из ныне действующих. Самым большим мусульманским храмом в Средние Века была мечеть Биюк-Джами созданная знаменитым архитектором Хаджи Синаном. В начале 20 века её минарет разрушили, а сам храм разобрали, заложив на фундаменте православный храм Александра Невского. Ходж Синан построил и легендарную мечеть Хан-Джами в Евпатории, превращённую в советские годы в музей атеизма. С 15 по 18 век религиозная жизнь Крыма находилась под влиянием турецкого ислама, стремительно росли новые центры торговли, ремёсел и культуры Крымского Ханства, появлялись и новые мечети.
С тех пор их количество только сокращалось. Начался этот процесс с гонения на мусульман в середине 18 века, когда Крым попал под власть Российской Империи, продолжился в первые годы советской власти и развился в 1930-е годы. В 1938 году были закрыты все мечети Крыма, которые не были разрушены или переделаны под различные организации и всё еще функционировали. Повезло лишь трём храмам, которые отнесли к памятникам архитектуры: «Шор Джами», «Буюк Джами» в Симферополе, и легендарная «Хан Джами».
Мечети Крыма сегодня
Начиная с депортации татар и до 1980-х здесь уничтожалось всё, что можно было уничтожить. Возрождение ислама и мечетей началось в последние годы существования Советского Союза: в 1989 году здесь были зарегистрированы первые мусульманские общины, восстанавливались старые мечети и строились новые. Вернули к жизни Джума-Джами в Евпатории, Кебир-Джами в Симферополе... Этот процесс активизировался в начале века и теперь набирает обороты. Так, совсем недавно открылась Соборная мечеть под Алуштой. Сегодня на территории Крыма действуют около 300 мечетей, строятся новые и появляются организации, реконструирующие старинные храмы (такой является «Альраид»)...Сегодня мусульмане Крыма как никогда усердно молятся за мир.
Понравилась статья? Не забудь сделать репост!