Мусульманское искусство Поволжья: богатство художественных традиций
С принятием ислама предки татар перенимали и основы мусульманского искусства, обогащая его собственными художественными традициями. Так у поволжских татар появились каллиграфия и шамаили, каменная резьба и художественное оформление жилища, комплекс национального костюма и ювелирное искусство, кожаные мозаика и тиснение, золотое шитье, вышивка и ткачество.
Все эти виды татарского искусства отличали основные художественные средства — орнамент и полихромия (многоцветность), рассказывает в Интернет-газете «Реальное время», в дзен-канале «Татарский мир» доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ Гузель Валеева-Сулейманова.
Исламская доктрина таухида, означающая Единство и Единственность Бога, находит отражение в мусульманском искусстве как многообразие в Единстве.
Единство мусульманского искусства в географическом, историческом и этническом многообразии исламского мира формировалось в едином духовном пространстве, так же, как и многообразие стилей, художественных образов и форм, присущих ему.
Общие универсальные черты характеризуют особый тип художественного творчества, основанного на эстетике ислама, нормах шариата и адата.
Становление общности мусульманского искусства происходило по мере приобщения тех или иных народов к исламу, мусульманской культуре: рождались новые виды искусства, утверждались новая эстетика, концепция содержания и формы, образы и стили.
Они создавались как синтез местных художественных традиций с классическими образцами исламского искусства, в итоге рождались национальные и региональные его формы.
Синтез раскрывается в художественном языке, орнаментально-декоративных принципах, критериях изобразительности и в стилевой тенденции, пронизывающей развитие искусства на протяжении столетий.
Принятие ислама способствовало освоению предками татар художественно совершенного стиля мусульманского искусства.
Татарское искусство, как и искусство других мусульманских народов, на протяжении столетий развивалось в формах орнаментального декоративно-прикладного и монументально-декоративного творчества, стилевая направленность произведений была в рамках эстетических канонов ислама и собственно этнические традиции отражали их влияние, формируя национальное своеобразие татарской культуры.
Многовековая история развития отразила процессы тесного взаимодействия с искусством арабо-, ирано- и тюрко-мусульманского миров.
Навыки мастерства, технологии в обработке материалов, образная система и многое другое опирается на собственную традицию, восходящую к древней степной и оседло-земледельческой культурам предков татар.
О развитии мусульманского искусства татар Поволжья свидетельствуют такие его виды, как каллиграфия и шамаили, каменная резьба и художественное оформление жилища, комплекс национального костюма и ювелирное искусство, кожаные мозаика и тиснение, золотое шитье и вышивка, ткачество и аппликация, резьбы по камню и дереву.
Во всех этих видах основными художественными средствами являются орнамент и полихромия (многоцветность). Значительную роль сыграла арабская письменная графика.
На ее основе развитие получили искусство каллиграфии в рукописной книге, шамаилях, эпитафиях, а также эпиграфический орнамент в убранстве сооружений монументальной архитектуры, произведениях декоративно-прикладного искусства.
Истоки исламского искусства в Поволжье базируются на булгарской культуре, ставшей частью мусульманской цивилизации и своеобразно претворившей ее в собственном художественном мировосприятии.
Освоение философско-эстетической доктрины ислама постепенно пронизывало все стороны жизни булгарского общества, ко времени принятия ислама сосредоточенного в крупных городских центрах и впервые создавшего на территории Поволжья средневековое государство с высокой городской культурой.
В распространении новой идейно-художественной концепции важную роль играли эстетико-философские учения Аль-Фараби, Ибн-Сины, Абу-Хамида Аль-Газали и других мусульманских мыслителей.
Утверждались теократические каноны, связанные с идеей неизобразимости Бога, пророков, ограничения, наложенные на изображения человека и живых существ. Они канонизировались преданиями — хадисами.
В эстетике мусульманского искусства изображение всего живого рассматривалось как подражание Аллаху, повторить творения которого представляется невозможным. Поэтому в творчестве мусульманского художника нет натуралистического восприятия, мир познается условно и реальность переосмысливается в религиозном миропонимании — в условных и абстрактно обобщенных формах.
Искусство (от арабского «санаи») у мусульман — это не просто творчество, в первую очередь это знание, мастерство, которое надо приобрести.
В силу этого имена многих мусульманских художников анонимны, поскольку самореализация их творческого дара осуществляется не через достижение личной славы.
Изображение или отражение реального мира происходит в рамках художественного сознания, отличительной особенностью которого является язык орнаментальности и условной декоративности — основные принципы языка мусульманского искусства.
11 удивительных фактов о жемчужине Татарстана – Белой мечети в Болгаре (ФОТО)
Процесс освоения доктрины мусульманского искусства происходил на основе преемственного развития сложившихся на протяжении веков тюркских художественных традиций.
Надо заметить, что в тюркском искусстве, в том числе в искусстве булгарском, в доисламский период наблюдается почти полное отсутствие изображений человека за некоторыми исключениями, связанными с обожествлением героизированных предков, предводителей рода и со снятием запрета на их изображения при их культовом освящении.
В частности, ярким примером могут служить статуи — «сынташ», известные в литературе как так называемые «балбалы». Неприятие изображения человека было также в искусстве иудеев и кочевых арабских племен.
Своеобразие булгарского искусства после принятия ислама раскрывается в образах, связанных с более ранними культовыми, магическими и мифологическими представлениями.
Однако их следует связывать не с сохранением языческих воззрений, но с закономерным для средневекового времени типом мышления, основанного на преемственности традиции.
Именно благодаря этому мотивы и образы, техники исполнения, композиции декора и многое другое преемственно сохраняется и развивается в творчестве народных мастеров, ремесленников из поколения в поколение.
Легенда принятия ислама булгарами, о которой мало кто знает
Гузель Валеева-Сулейманова
Источник: realnoevremya.ru