На такие размышления сподвигает нас очень глубокая по своей сути картина «Забивание камнями Сорайи М.».
В основе сюжета картины лежит история молодой женщины по имени М. Сорайя, которую неверный муж, желая побыстрее развестись с ней без всяких финансовых потерь для себя, ложно обвиняет в прелюбодеянии. Драматическая история заканчивается несправедливой расправой над молодой женщиной путем прилюдного забивания ее камнями.
Несмотря на то, что данный фильм снят в США, вопреки предвзятому мнению его не стоит однозначно трактовать как антимусульманский по своей сути. Совсем нет. Фильм скорее показывает, насколько страшно можно исковеркать веру в угоду своим низменным желаниям, и как далеко можно пойти в этом, нарушая все нормы поведения, совершая самые страшные грехи.
Ведь стоит заметить, что среди героев фильма есть и положительные персонажи, если их можно так назвать в рамках тех страшных событий, что разворачиваются перед нами. Глава деревни предстает перед нами крайне противоречивой фигурой. Он, обладая властью, не способен применить ее во благо из-за боязни ее потерять. Он не жестокий, как остальные мужчины, но, к сожалению, слабовольный, чем и подписывает приговор Сорайи М. Последняя сцена, когда Захра поднимая руки к небу благодарит Аллаха за справедливость, демонстрирует нам веру режиссера в Ислам, подчеркивая, что никакая религия не одобряет невероятной жестокости по отношению к женщине.
В этой связи вспоминаются слова пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!), как нельзя лучше отражающие истинную позицию ислама в данном вопросе: «Будь осторожен! Не дай женщине заплакать, ибо Аллах считает её слёзы, и за каждую слезу, невинно пролитую, будешь ты наказан! Женщина создана не из ног, чтобы быть униженной тобой; не из головы, чтобы превосходить тебя; она создана из ребра твоего, рядом с рукой твоей, чтобы всегда поддерживать тебя, рядом с сердцем твоим, чтобы быть любимой тобой и любить самой». То есть никто не имеет право оправдывать свою жестокость, благими намерениями об исламе, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) дает нам однозначный ответ на этот вопрос.
Этот фильм я бы рекомендовал обязательно посмотреть. Жестокость и зверство, с которым происходит казнь Сорайи М., верной жены и любящей матери, безусловно оставит след в вашем сердце, заставив задуматься о справедливости, верности и необходимости оставаться человеком, даже если окружающее тебя общество творит подобные безумства.
Многие, посмотрев этот фильм, возможно, скажут, что несмотря на лживое обвинение, исламское право – шариат действительно дает право забивать камнями за многие проступки и преступления, в том числе и прелюбодеяние.
В этом случае нам не стоит смешивать такие разные вещи, как культурные традиции, пережитки прошлого, мракобесие с неизменными исламскими ценностями. Проблема в том, что в наше время многие верующие, и у нас в стране в особенности, в стремлении быть, как они считают, «более продвинутыми» и «истинными» мусульманами считают благим делом слепо копировать поведенческий тип, культурные традиции иных мусульманских народов, как им кажется более «истинных». В первую очередь традиции мусульманских ближневосточных стран – арабов и персов. Причина этого кроется конечно в том, что в условиях гонений на ислам в Российской империи, а затем и притеснений всех верующих при верховенства атеизма в советские годы, вследствии религиозного вакуума у верующих возникло ложное убеждение, что наш традиционный для российских мусульман ислам «испортился», стал каким-то «ненастоящим».
Ведь мы помним, как еще совсем недавно раболепствовали многие верующие мусульмане перед приезжими учителями-проповедниками из дальних земель. Многим из нас казалось, что уж эти то бородатые мужи не соврут, расскажут просветят нам какой он, «настоящий» ислам. О если бы только уровень знаний об исламе вычислялся исходя из длины и густоты их бород, то пожалуй на всей Земле мусульмане давно смогли бы построить идеальный мир, и не было бы на нашей земле никаких грешников. Но к сожалению, это далеко не так.
Поэтому не стоит думать, что забивание камнями, даже реально согрешивших людей – это богоугодное дело, которому может быть место среди благоверных мусульман в современном мире. Забивание камнями, как и любое подобная жестокая расправа – пережиток средневековья, который практиковались отнюдь не только в некоторых мусульманских, но и в христианских странах Европы. Для тех далеких времен, это было чем-то нормальным и само собой разумеющимся, точно так же как и утверждение о том, что Земля – это центр мироздания, а природные катаклизмы и страшные эпидемии – это неизменно наказание божье за человеческие грехи и т.д.
Не стоит забывать, что даже предписания шариата не могут быть неизменными для всех времен. В исламе, как и в любоем учении есть место для изменения, модернизации. Поэтому не случайно пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) оставил нам своим потомкам в завещание такие слова: «Поистине, в начале каждого столетия Аллах будет посылать этой общине того, кто обновит для нее религию». Ведь для того Аллах и даровал нам людям ученье, науки и прогресс чтобы мы развивались, а не стояли на одном месте. То же самое в некоторой (подчеркну это особо) степени и присуще религиозным вопросам. Эти слова нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) еще раз предупреждают нас о том, что нельзя воспринимать ислам как неизменную догму.
Возвращаясь к теме нашего непосредственного обсуждения скажем, что даже такая, как многим кажется, консервативно настроенная страна как Иран, о которой и идет речь в фильме, ввела официальный мораторий на забивание камнями по любым преступлениям еще в 2002 г. Таким образом, даже в одной из самых консервативных мусульманских стран мира уже идет послабление, а то и вовсе отмена таких явно варварских средневековых обычаев порядков, которые если даже и существовали среди некоторых мусульманских народов в далеком прошлом, но им явно нет места в нашем настоящем.
Ильнар Гарифуллин