Шариат повелевает уважать человека уже потому, что он – создание Всевышнего. Однажды мимо Посланника Аллаха проследовала похоронная процессия, и он встал перед ней. Кто-то заметил: «О Посланник Аллаха, это ведь хоронят иудея». Пророк ответил ему: «А разве он – не человек?!».
Аллах повелевает всем верующим в Него проявлять доброту и справедливость по отношению к иноверцам.
«Аллах не запрещает вам проявлять добродетель и справедливость к тем, кто против веры вашей с вами не сражался, не изгонял из дома вас. Поистине, Бог любит справедливых!» (Коран, 60, 8).
Таким образом, шариат утверждает не только веротерпимость, но и справедливость как социально-нравственный принцип, лежащий в основе поведения каждого мусульманина.
Пророк Мухаммад (мир с ним и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, тому, кто обидит живущего на мусульманской территории (не мусульманина) или ущемит его права или возложит на него то, что ему не по силам, или заберет у него что-нибудь против его воли, тому я стану противником в День воскресения!».Пророк Мухаммад (мир с ним и благословение Аллаха) доверял своему дяде-язычнику важнейшие вопросы, связанные с безопасностью, а во время хиджры из Мекки в Медину взял себе проводником Абдуллу Ибн Урайкита – язычника. Сафван ибн Умайа участвовал в битве при Хунайне на стороне Пророка, будучи идолопоклонником.
Таким образом, приверженность другой вере не является препятствием для взаимодействия мусульман с немусульманами во всех вопросах, кроме собственно религиозных вопросов.
В суре «аль-Мумтахана» говорится:
«Аллах, быть может, между вами и теми, кто сейчас враждует против вас, любовь и дружбу утвердит – Аллах поистине всесилен, Он милостив и всепрощающ!» (Коран, 60: 7-8).
В суре «ат-Тауба», аят 6, говорится:
«А если кто-нибудь из многобожников убежища попросит у тебя, то дай ему приют, чтоб он имел возможность в нем услышать слово Божье. Потом сопроводи его в то место, что будет безопасным для него. Так должно быть - они ведь те, кто никаких познаний не имеет».
Шариат утверждает, что совместное проживание и общее гражданство не свидетельствуют об уподоблении или следовании вере немусульман. Имам Шафии на примере истории с Ибн Бальтаа разъяснил: «Если нарушение не было из-за веры, то не является куфром». Каждый остается со своей религией, но все служат на благо общей Родины.
Согласно истории Худейка, пришел однажды к Пророку мужчина по имени Худейк. Этот человек давно принял ислам, но остался жить в своем народе среди многобожников. А его народ любил его. Они сказали ему: «Следуй своей религии». Он рассказал об этом Пророку (мир с ним и благословение Аллаха) и спросил: «Переселиться к тебе и оставить свой народ?» тот ответил: «О Худейк, выполняй молитву, выплачивай закят и живи на земле, где пожелаешь, и оставь людей на том, на чем они стоят».
То есть, сам соблюдай религию (не пей вино, не ешь свинину, не прелюбодействуй, не совершай другого греха, ведь к этому тебя никто не принуждает) и живи на своей Родине. Будь для окружающих хорошим примером, и их сердца потянутся к тебе.
Договор, заключенный Пророком Мухаммадом (мир с ним и благословение Аллаха) в Медине, который считается первой конституцией в истории Ислама, стал основой для совместного сосуществования в едином государстве мусульман, евреев и многобожников из числа ансаров, которые не приняли ислам.
Аллах запретил унижать святыни других религий: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из враждебности и по невежеству».
Социальная доктрина российских мусульман