Самое главное убеждение салафитов (ваххабитов) – это строгое понимание единобожия. При этом они делят единобожие на три вида: таухид аль-улюхиййа (поклоняться только Аллаху), таухид ар-рубубиййа (Аллах – создатель всего) и таухид аль-асма вас-сыфат (Аллах имеет свойственные Ему имена и атрибуты).
Они считают, что многие мусульмане не исполняют первый вид единобожия, посещения могилы, мавзолеи, совершая обряды посредничества святых и пророков и т.п. Это является общим для всех ваххабитов. Многие проблемы мусульман с ваххабитами начинаются именно из-за этой классификации, в свое время введенной Ибн Таймией и примененной на практике имамом Ибн ‘Абдальваххабом и его последователями.
Читайте также: Кто такие ваххабиты, и почему они себя так не называют
Крайние ваххабиты добавляют еще один вид единобожия: таухид аль-хакимиййа (вся власть Аллаху), то есть тот, кто не правит по шариату на 100%, является неверным, так же и его подданные, т.е. все государство объявляется неверным.
Точнее, тот, кто живет не по законам Аллаха, или не судит по ним, или не правит по ним, нарушает единобожие и становится многобожником (мушрик). Отсюда вытекает, что нельзя жить в государстве неверных, где не правят и не судят по шариату. Такое государство становится территорией неверия и войны.
Четвертая категория единобожия была разработана концептуально в трудах Саййида Кутба, радикального идеолога Братьев-Мусульман (запрещена в РФ), казненного в 1966 году в Египте.
Его ученики смогли концепции аль-Хакимиййа придать большее соответствие с точки зрения шариата. Дело в том, что Саййид Кутб не имел шариатского образования, был журналистом и писателем, но был успешным идеологом, до вступления в партию ихвановцев увлекался идеями социализма и практически не был соблюдающим мусульманином.
Корни идеологии салафитов-джихадистов или крайних ваххабитов, с одной стороны, связаны с таким средневековым течением, как хариджиты, с другой – с учением радикалов из организации «Братья-Мусульмане».
Хариджиты – первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман (суннитов). Они практиковали политические убийства своих противников и мятежи как способ достижения своих целей.
Они отличались от общей массы мусульман особым рвением к выполнению предписаний и рекомендаций ислама, буквальным пониманием текстов Корана и хадисов.
Внешне выглядели очень набожными и богобоязненными людьми, вели аскетический образ жизни, скромно и бедно одевались, очень много молились, постились и читали Коран. Многие из них были хафизами (знали наизусть Коран). Но при этом прославились убийствами сподвижников Пророка ﷺ, женщин и детей. Правители ислама, начиная с халифа Али, вели против них военные действия, так как они наносили вред исламской умме.
Мусульманские богословы называют хариджитами тех, кто выступает против законного правительства, обвиняет в неверии мусульман и позволяет себе проливать их кровь. Практически в арабском мире сегодня слово «хариджиты» является аналогом слова «террористы».
Главная идея хариджитов заключается в том, что деяния человека являются частью сути веры. То есть, если человек согрешил, то он теряет статус верующего человека и становится неверным (кяфир). А так как он становится вероотступником (муртадд), то он подлежит смертной казни, если снова не примет ислам и не покается.
Хиджра, создание джамаата и джихад: как действуют крайние ваххабиты?
Со второй половины XVIII века до начала XX века, ваххабитов вдохновляла на военные действия против турков и других мусульман идея о троичном единобожии, так как их враги воспринимались ими как вероотступники, а по законам шариатского государства они заслуживали кары. Но с появлением в прошлом столетии на карте мира современной Саудовской Аравии и признанием мировым сообществом этого королевства, агрессивность ваххабизма сошла на нет.
Бесспорно, что ваххабитским богословам КСА пришлось пересмотреть некоторые идеи, а государству – устранить фанатиков из числа ваххабитов, поэтому появилась смягченная форма исповедания ваххабизма, иначе бы новое государство не вписалось в рамки международных отношений. Но во второй половине XX века в КСА появляются представители религиозно-политической организации «Братья-Мусульмане» и ее отколовшихся ответвлений, в основном бежавшие туда из Египта и Сирии из-за гонений на их организацию.
Таким образом, идеи Саййида Кутба проникают в эту страну и распространяются среди местных ваххабитов. Появляются так называемые крайние ваххабиты или салафиты-джихадисты. Умеренные ваххабиты, как выше было сказано, удовлетворились названием салафитов или ханбалитов. Крайние же стали называть себя салафитами-джихадистами, намекая на необходимость джихада, который, по их мнению, был оставлен обычными ваххабитами.
Заметим, что, находясь в заключении, именно Саййид Кутб написал два важных для приверженцев политического ислама труда: толкование Корана «Под сенью Корана» и трактат «Вехи на пути». Это можно назвать отправной точкой идеологии современных радикалов, выступающих от лица ислама.
Шагавиев Д.А.
Фото: elements.envato.com.