По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Каждый человек рождается в своём естественном состоянии (фитра), и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника» (Аль-Бухари, Сахих, том 2, книга 23, Хадис 441) [1]. Судя по этому хадису, основная ответственность человека состоит в сохранении этого врожденного потенциала, т.е. каждый человек обязан сохранить свою приверженность Исламу, подаренную ему Всевышним, до конца своих дней. И все деяния, приводящие его к спасению, связаны с сохранением этого врожденного естества. А все запретные деяния, приводящие к гибели, направлены на разрушение данного естества. Поэтому человек, создавая надежные укрытия против губительных грехов, должен позаботиться и о приумножении праведных деяний, чтобы сохранить свое врожденное естество, защитив его от загрязнения и деформаций.
Каждый грех, совершенный человеком, приводит к деформации его естества. Восстановление формы, возвращение к первозданному состоянию становится возможным через истигфар. Другими словами, грехи приводят к негативным изменениям в природе человека. А сердце, загрязненное грехами, со временем перестает выполнять свою функцию. Кроме того, каждый грех отдаляет человека от Аллаха и приближает к неверию. И чтобы очистить сердце от пятен, от грехов, приближающих к неверию, необходимо регулярно совершать истигфар.
Конечно же, человек с самого начала должен решительно настроиться не делать и шага в сторону греха. И находясь на этом пути, должен стараться создать вокруг себя атмосферу, свободную от греховности, удаляясь от греха так, как человек удаляется от опасности ядовитых насекомых и смертоносных рептилий. А это становится возможным через сравнение греха со скатыванием в пропасть адского огня, но ощущать это всем своим естеством способна лишь верующая душа. Если человек не испытывает неприязни по отношению к греховному, то это свидетельствует о гибели сердца. Душа, не реагирующая на ошибки и грехи, не переживающая из-за грехов и не лишающаяся из-за этого сна, подобна мертвецу. Поэтому, верующий непременно должен реагировать на грех. И самой первой реакцией является истигфар.
Когда верующий говорит «астагфируллах», он испрашивает прощения у Всевышнего Аллаха в настоящем времени: «О, Аллах! Я прошу у Тебя прощения!» Использование настояще-будущего времени вместо прошедшего (астагфиру, а не астагфарту) указывает на непрерывность действия, и распространение его на будущее. Т.е. показывает на намерение верующего постоянно просить прощения у своего Творца, а не довольствоваться одним разом. Примером постоянства в испрашивании прощения для нас является Посланник Аллаха (мир ему), который ежедневно просил у Всевышнего прощения не менее ста раз, несмотря на то, что совсем не грешил! А что же касается нас, простых смертных, грешных людей, то мы должны быть еще более усердными в испрашивании прощения, и каждый раз, вспоминая о совершенном грехе, должны испытывать чувство стыда и вины перед Милостивым и Милосердным Аллахом за совершение того, что Он нам запретил.
Истигфар не только восстанавливает попорченное естество, но и преграждает склонность человека к совершению зла. Потому, что человек, постоянно совершающий истигфар и постоянно очищающийся, разрушает саму основу греховности. У такого человека в сердце не остается места для вирусов, провоцирующих на совершение греха. Посредством истигфара Всевышний может просто убрать из сердца верующего склонность к греховному, что выражается в аяте: «…к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно, их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах - Прощающий, Милосердный» (Священный Коран, 25:70). Всевышний Аллах обрадовал верующих, что посредством веры, праведных деяний, раскаяния и покаяния их злые дела будут заменены добрыми. Тем, кто обратился к своему Господу с искренним раскаянием, позорные страницы их истории могут быть удалены и заменены чистыми листами, которые впоследствии будут заполнены прекрасными деяниями, по милости Аллаха. В этом-то и проявляется опережение милости Всевышнего Его гнева (в одном из священных хадисов Аллах сказал: «Моя Милость опережает Мой Гнев»).
Троекратное произнесение истигфара после каждого обязательного намаза является сунной (Муслим). После совершения наилучшего поклонения и максимального приближения ко Всевышнему истигфар может иметь следующее объяснение: Во-первых, то, что человек на намазе, вместо всецелого предания поклонению по-прежнему думает о мирском является неуважением к своему Господу, и такое отношение требует искупления в виде истигфара. Во-вторых, молитвы, вознесенные ко Всевышнему после совершения намаза, принимаются, и поэтому произнесение истигфара сразу после совершения намаза имеет отдельную пользу. Возможно, именно в этом лежит смысл Сунны Посланника Аллаха (мир ему), который по завершении намаза трижды повторял: «Астагфируллах». Таким образом, пятикратный намаз является отличным временем и возможностью для испрашивания прощения у Всевышнего Аллаха.
С другой стороны, Всевышний Аллах в Коране, упоминая качества богобоязненных, которые заслужили рай, говорит: «Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом молили о прощении» (51:17, 18). В этом аяте указывается еще одно важное время суток, которое эффективно использовать для истигфара. Всевышний указывает нам на лучшее время, когда просьбы о прощении и помиловании будут приняты, а наградой за это станет рай. Весьма полезно объединить усилия, и просить у Всевышнего прощения после совершения ночного намаза тахаджуд, польза от совершения которого – это отдельная тема.
Кроме того, если человек совершил ошибку или грех, то не стоит медлить с истигфаром, а немедленно обратиться ко Всевышнему с искренним раскаянием, в любом месте, в любое время. Если есть такая возможность, лучше всего уединиться и просить прощения у Аллаха тогда, когда никто не видит. Но это вовсе не обязательно, можно произносить истигфар и на ходу, и за рулем, и лежа на боку. Иногда бывают ситуации, что мы вынуждены чего-нибудь или кого-нибудь ждать. И чем тратить время впустую, лучше наполнить его поминанием Аллаха и истигфаром. Никто, кроме Аллаха, не знает, когда нас настигнет смерть. А встретить смерть с истигфаром на губах – значит отправиться ко Всевышнему, будучи очищенным от греха.
Islam-today
[1] Фитра - естественная предрасположенность человека к Единобожию