Галереи Исламского искусства в музее Метрополитен привлекли миллион посетителей




Количество посещений художественного музея Метрополитен (Нью-Йорк, США), представивший обновленные галереи искусств арабских земель, Турции, Ирана, Центральной и Южной Азии (позднего периода), достигло миллиона (!) человек в январе 2013 года.

За 14 месяцев своего открытия (1го ноября, 2011) галереи посетили в среднем 2550 человека в день. Это цифра составляет 14% от общего числа посещений главного здания музея в течение того же периода времени.

Томас Кемпбел, президент и исполнительный директор художественного музея Метрополитен, прокомментировал: «Будучи всемирноизвестным музеем, Метрополитен стремится представить лучшие образцы искусства всех народов и культур Исламского мира, осознавая значимость и мощь этих коллекций в современном мире.  Так как галереи открылись в обновленной форме лишь больше года назад, мы поистине довольны исключительным интересом, который проявляют наши посетители – и местные, и иностранцы – представленной коллекции Исламского искусства».

Более 1200 работ прославленной коллекции отделения Исламского искусства являются одними из крупнейших собраний в мире. Коллекция выставлена для обозрения полностью в обновленной форме. В обновленную экспозицию  вошли хранящиеся в музее и приобретенные  в последние годы уникальные работы исламского искусства в различных регионахАзии, Африки, Ближнего и Среднего Востока и Южной Европы.

На расширение и переустановку комплекса из 15-ти галерей потребовалось восемь лет. Организация галереи по принципу географического расположения делает акцент на богатое многообразие Исламского мира за 1300 лет, раскрывая при этом отдельные культуры.

Для торжественного празднования миллионного посетителя, была организована церемония в «марокканском дворике» галереи, одушевленном марокканским средневековым дизайном и построенным мастерами из города Фез. Цветы были разбросаны в фонтан, музыканты играли арабскую музыку. Миллионному посетителю был торжественно вручен каталог коллекций музея Метрополитен. 


 

Коллекция отделения Исламского искусства датируется с 7 до 19 века. Галерея представляет около 12 тысяч экспозиций, отображающих широкое разнообразие культурных традиций Ислама, работы как с запада (Испания, Марокко), так и с востока (Центральная Азия, Индия). Коллекция раскрывает взаимовлияние художественных приемов, таких как каллиграфия и обмен мотивов, таких как растительный орнамент (арабеска) и геометрический узор обоих направлений.

Среди всей коллекции особенно выделяется «Дамасская комната» 18 века, египетская, иранская и сирийская керамика и украшения, ранние рукописи священного Корана, персидский «Императорский ковер» 16 века. Председатель совета попечителей музея Дэниел Бродски назвал отделение Исламского искусства «жемчужиной в короне Метрополитена»: «Я уверен, что любители искусства из разных стран восхитятся красотой произведений искусства мастеров исламского мира». 

История отделения Исламского искусства

Идея создания отделения Исламского искусства принадлежит Филиппу Монтебелло, бывшему директору Метрополитен-музея. Хотя некоторые украшения были приобретены из исламских стран еще в 1874 году, а турецкие ткани в 1879, первая обширная коллекция была получена в качестве посмертного дара Эдварда Мура. С этих времен коллекция росла благодаря подаркам, завещаниям, покупкам, также за счет раскопок, организованным музеем в городе Нишапур (Иран) в 1935–39 и 1947 годах. До 1932, когда было организовано отделение Искусства Ближнего Востока, коллекция расширилась до такого уровня, что потребовалось выделить отдельный раздел Исламского искусства.

В ноябре 2011 года музей открыл заново 15 галерей искусств арабских земель, Турции, Ирана, Центральной и Южной Азии (позднего периода), после восьми лет реставрации и переорганизации согласно современным представлениям и музеологическим практикам.


 

Понятие Исламского искусства

Термин Исламское искусство предполагает не только работы, созданные для служения мусульманской религии, но также раскрывает искусство и архитектуру, воспроизведенную в мусульманских землях, для мусульманского покровительства или созданное мусульманскими художниками. Будучи не только религией, но и образом жизни, Ислам способствовал развитию исключительной культуры со своим уникальным художественным стилем, который отображается в искусстве и архитектуре через мусульманский мир.

Земли, завоеванные мусульманами имели свои предшествующие художественные традиции и первоначально мастера, работающие под покровительством Византии и государства Сасанидов, продолжали работать в свойственных для них стилях, но уже для мусульманского покровителя. Поэтому первые образцы Исламского искусства основаны на предшествующих техниках, стилях и формах, отображающих смешивание классического и иранского декоративных мотивов. Даже религиозные памятники, возведенные под покровительством омейядов, которые имели явно исламское предназначение, как например, мечеть Купол скалы в Иерусалиме, демонстрируют смесь греко-романских, византийских и сасанидских элементов.

Постепенно, под влиянием Ислама и возникших исламских государств появилось уникальное искусство Ислама. Правительство халифата Омеядов (661–750) считается периодом формирования исламского искусства. 

Возможно, самая отличительная черта мусульманского искусства - предрасположенность к сплошной отделке поверхности. Четыре основных компонента Исламского декоративного рисунка – каллиграфия, растительный рисунок, геометрический узор и предметное изображение.

Из-за географической распространенности и богатой истории искусство Ислама неизбежно подвергалось воздействию широкого круга местных и национальных стилей и влияний. Этим искусство Ислама становится еще более примечательным, даже при таких обстоятельствах оно всегда сохраняло свои свойства и уникальную подлинность. Также как Ислам является олицетворением жизненного уклада и служит связующим звеном между людьми разных наций и культур, искусство воспроизведенное мусульманами и для мусульман имеет уникальные особенности. 

Социальные комментарии Cackle