Бесплодие: диагноз или приговор?

Фото: Raisman/ shutterstock.com

Фото: Raisman/ shutterstock.com

Каждый человек после себя хочет оставить свою частичку, свою кровинушку, чтобы был тот, кто продолжит его благие дела, и просто будет помнить о нем. Пророк Мухаммад (мир ему) завещал своей умме плодиться и увеличивать род человеческий: «Женитесь и растите детей, ибо в Судный день я буду гордиться вашей многочисленностью перед другими общинами».

Однако не всем даровано счастье стать родителями: вынашивать под сердцем свое чадо, прислушиваясь к каждому его движению, видеть, как он делает свои первые шаги и произносит заветные «папа» и «мама».

Современные технологии предлагают тем, кто мечтает о своем ребенке различные методы репродуктивной медицины. Вопрос кроется в том, а разрешено ли это с точки зрения Шариата и как быть мусульманам, которые лишены дара стать родителями?

Вера в Аллаха предполагает и то, что мусульманин верит в предопределение, он благодарен Всевышнему за свою судьбу, какой бы она тяжкой не была. Ибо не нам – людям решать, что будет лучше для нас. Творец всего сущего лучше осведомлен о том, что является благом, а что нет. Само по себе желание иметь детей не является веской причиной переступать грани дозволенного Аллахом. Поэтому стоит прибегать только к тем способам, которые не запрещены Шариатом, иначе мы может оказаться среди тех, кто ослушался Аллаха и лишился Его милости. Но в первую очередь, необходимо обратиться к Творцу с мольбой даровать праведное и здоровое потомство. Ибо сами по себе средства репродуктивной медицины не имеют силы, только Всевышний по своей милости дарует потомство.

Существуют различные способы медицинского вмешательства, которые могут стать причиной того, что бездетная пара обретет счастье иметь своего ребенка:

1. экстракорпоральное оплодотворение – ЭКО. При этой процедуре в организм жены помещается замороженный эмбрион, полученный путем оплодотворения клеток той же женщины и ее мужа.

2. Интракорпоральное (внутреннее) оплодотворение – когда в организм жены в лабораторных условиях вводится сперматозоид мужа с помощью специального катетера.

3. Донорское оплодотворение: например, муж бесплоден и, используя клетки чужого мужчины, в лабораторных условиях осуществляется оплодотворение клеток жены.

4. Суррогатное материнство – чужая женщина добровольно вынашивает эмбрион, полученный из клеток мужа и жены.

В трудах исламского ученого Мухаммада ибн Адама аль-Кавсари, сказано, что исламский подход к дозволенности этих методов выражается в одном принципе: все эти методы являются дозволенными лишь в том случае, когда дело касается лишь мужа и жены. Абсолютно не дозволено использовать третью сторону. Причина кроется в том, что в Исламе запрещено прелюбодеяние (зина) и всё, что к нему приводит. Ислам провозглашает большую важность сохранения генеалогии (хифз ан-насль). Хифз ан-насль, сохранение родства – один из пяти универсальных принципов и одна из задач Шариата. Таким образом, присутствие третьей стороны в семейной формуле запутывает генеалогию, поэтому не дозволено использовать семя, яйцеклетку или утробу другой женщины для вынашивания ребенка. Происхождение ребенка должно быть точно установлено, сохранено и защищено.

Многие современные алимы считают, что введение женщине любой спермы, кроме спермы мужа, аналогично зина, а стало быть, относится к большим грехам. У зина и донорского оплодотворения также схожие последствия: отец ребенка – чужой мужчина (не муж),и это харам.

В случаях с суррогатным материнством еще больше путаницы: возникает вопрос – кого считать настоящей матерью ребенка. Ту, которой принадлежит яйцеклетка, или ту, которая выносила и родила его? Большинство современных алимов утверждают, исходя из 2 аята суры «Аль-Муджадаля» («Их матери – только те женщины, которые их родили»), что матерью ребенка является женщина, выносившая и родившая его. Таким образом, матерью ребенка будет считаться «суррогатная мать», которая носила ребенка в течение всего срока, а та, которая воспользовалась ее услугами, не имеет к нему отношения.

Если же Всевышним предопределено, что у пары нет детей, то можно усыновить ребенка, но делать это нужно, соблюдая все правила, которые диктует Ислам. Это значит, что ребенок должен относиться к роду своего отца и носить свою настоящую фамилию, запрещается приписывать ему родителей, которые его родителями не являются. Во всем этом кроется бесконечная божественная мудрость – сохранить родословную человека, ибо это обеспечивает порядок в обществе и его целостность.

Гульшахида Хакимова

Социальные комментарии Cackle