Ни для кого не секрет, что алкоголь наносит вред человеку: его разуму, телу, религии и жизни. Он разрушает семейный уклад, неся горе его домочадцам. Он также несет угрозу обществу, как в материальном, так и в духовно-нравственном плане.
Один из исследователей верно заметил: «Человечество не переживало большего бедствия, чем пристрастие к алкоголю. Чтобы убедиться в этом, можно собрать все статистические данные обо всех пациентах в больницах, которые из-за алкоголя страдают от умственного расстройства, нервных срывов. К этому можно добавить статистику о самоубийствах, убийствах, банкротстве, лишении имущества и разорении, связанных с употреблением алкоголя. Количество таких случаев настолько ошеломляюще, что в сравнении с ним все призывы и увещевания против алкоголя показались бы совсем незначительными».
Во времена джахилийи арабы очень сильно увлекались вином и устраивали попойки. Это пристрастие к вину отражено в их языке, в котором вино имеет около ста названий, и в их поэзии, которая воздает хвалу вину, кубкам и застольям.
Чтобы искоренить это распространившееся зло в обществе, Ислам избрал мудрый метод, запрещая его поэтапно. Вначале Аллах разъяснил людям, что в нем вреда больше, чем пользы. Затем Он предписал не вставать на намаз в состоянии опьянения.
И, наконец, Аллах ниспосылает аяты в суре «Аль-Маида», где полностью запрещает хамр (опьяняющее):
«О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам — скверные деяния [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Прекратите ли вы [эти непристойности]?» (Коран, 5: 90,91).
В этих двух красноречивых аятах Аллах запрещает алкоголь и азартные игры, поставив их в ряд с жертвенниками и стрелами (используемыми для языческих гаданий), и объявляет их риджесом (мерзость, скверна) — термин, которым Коран называет только особо непристойное и отвратительное. Он относит их к деяниям Сатаны, так как его деяния — скверна и зло. Ислам призывает верующих воздерживаться от этих деяний, и это есть путь к успеху.
Всевышний изобличил порочность этих отвратительных поступков и назвал их скверной и деяниями сатаны. Люди должны избегать их для того, чтобы обрести счастья, поскольку они не смогут добиться его, пока не перестанут совершать то, что запретил Аллах. В особенности это относится к упомянутым в этом аяте омерзительным поступкам.
Первым из них является употребление опьяняющих напитков. К ним относится все, что лишает рассудка, опьяняет или одурманивает. Вторым из них являются азартные игры. Сюда относятся пари и любые споры и состязания, в которых обе стороны берут на себя материальные обязательства. Третьим из них являются поклонение вместо Аллаха идолам и истуканам, а четвертым — гадание по стрелам.
Всевышний запретил эти поступки, велел Своим рабам сторониться их и сообщил о вреде, который они причиняют и который обязывает людей избегать и сторониться их. Во-первых, эти поступки являются скверными и нечистыми. Это невозможно осязать, поскольку они являются нечистыми в духовном плане. Тем не менее, люди должны избегать любой нечисти, чтобы не оскверниться ею.
Во-вторых, они относятся к деяниям злейшего врага человечества — сатаны. Хорошо известно, что врагов следует остерегаться, опасаясь их козней и деяний, особенно если своими деяниями они пытаются завлечь человека в западню. Такая западня может стать губительной, и поэтому благоразумный человек должен избегать, остерегаться и опасаться деяний своего явного врага.
В-третьих, человек не сможет обрести счастья, пока не будет избегать этих поступков. Преуспеяние - это обретение желаемого и избавление от неприятного. Что же касается перечисленных четырех деяний, то все они являются препятствием на пути к осуществлению счастливой жизни.
В-четвертых, они порождают вражду и ненависть среди людей, и поэтому сатана делает все возможное для их распространения. В особенности это относится к употреблению опьяняющих напитков и азартным играм, поскольку они способны посеять вражду и ненависть даже между правоверными.
Опьяняющие напитки лишают человека рассудка и порождают в нем ненависть к его верующим братьям, а при неблагоприятных обстоятельствах, которые часто возникают при употреблении вина, дело может дойти даже до убийства. Во время азартных игр люди стремятся опередить друг друга и прибрать к рукам чужое имущество, не оказывая при этом другому человеку никакой услуги, и это тоже относится к факторам, способствующим возникновению вражды и ненависти.
В-шестых, по причине этих деяний человек душой и телом отдаляется от поминания Аллаха и других предписаний, ради которых Он сотворил Своих рабов и которые являются залогом их счастья. Вино и азартные игры сильнее чего бы то ни было отвлекают человека от поминания Аллаха и занимают его мысли настолько, что он даже не замечает того, как проходят значительные промежутки времени.
Что может быть ужаснее и отвратительнее грехов, которые оскверняют человека, относятся к деяниям сатаны, заставляют его запутываться в сетях дьявола и повиноваться ему так, как скотина повинуется своему пастуху, мешают ему добиться успеха, порождают вражду и ненависть между правоверными и отдаляют их от поминания Аллаха и намаза?!! Что вообще может иметь более тяжкие последствия?!!
Принимая это во внимание, Всевышний Аллах запретил благоразумным людям совершать эти грехи и предложил им самим отказаться от них. Причина этого в том, что если благоразумный человек задумается над дурными последствиями этих деяний, то он непременно воздержится от них, не дожидаясь долгих увещеваний и убедительных предостережений.
Затем Всевышний заявляет о вредном воздействии алкоголя и азартных игр на общество, они способствуют разрыву отношений, вражде и ненависти, разрушают духовные ценности, препятствуя исполнению религиозных предписаний. В конце аята Аллах требует удержаться от этих деяний: «Прекратите ли вы?» И когда Пророк (Мир ему) закончил цитировать эти аяты, сподвижники провозгласили: «О Господи, мы прекратили!»
Эти аяты совершили чудо с верующими. В этот момент некоторые люди сидели и пили, но, как только услышали ниспосланный аят, вылили остатки вина на землю и разбили большие глиняные кувшины, в которых бродили другие напитки.
Многие современные правительства во всем мире знают о пагубном влиянии алкоголя на личность, семью и общество, некоторые страны, как Америка, даже пытались запретить алкоголь, но тщетно. Лишь Ислам смог добиться успеха в борьбе с этим злом.
Священники разошлись во мнении, как христианству относиться к вину (хамру). Некоторые исходят из Евангелия, где говорится, что небольшое количество способствует пищеварению. Но даже если это и так, лучше воздержаться от малого, поскольку малое количество ведет к большему, один бокал за другим приводит к алкогольной зависимости.
Позиция Ислама заключается в запрещении алкоголя и всего, что способствует его потреблению.
Первое, на что обращал внимание Пророк (Мир ему), было не вещество, из которого изготавливается хамр, а его опьяняющее воздействие. Все то, что опьяняет, является хамром, независимо от того, как его называют и из чего его изготавливают, будь это пиво или любой другой подобный напиток.
У Пророка (Мир ему) однажды спросили о напитках, приготавливаемых из меда, пшеницы и ячменя, которые в процессе брожения становятся алкоголем. Посланник Аллаха (Мир ему), наделенный даром красноречия, кратко ответил: «Все опьяняющее — хамр, а всякий хамр запретен» (Муслим).
А Умар объявил с минбара (место выступления имама) Пророка: «Хамр — это то, что затуманивает разум» (Бухари).
То, что опьяняет при употреблении в больших количествах, — харам и в малых количествах
Ислам также решительно заявляет, что не имеет значения количество употребляемого хамра, большое или малое. Стоит человеку ступить на этот путь, как он скатится вниз и сам того не заметит.
Вот почему Пророк (Мир ему) сказал: «То, что опьяняет в большом количестве, запрещено (харам) и в малом» (Ахмед).
И далее: «Если опьяняет полный бурдюк, то его глоток — тоже харам» (Ахмед).
Пророк (Мир ему) не ограничился запретом на употребление хамра, будь то в больших или малых количествах, он также запретил им торговать, даже для немусульман. Мусульманину не разрешается импортировать или экспортировать алкогольные напитки, а также продавать их в своем магазине или работать в таком месте. Говоря об алкоголе, Пророк (Мир ему) проклял десять категорий людей, связанных с хамром: «…производителей и заказчиков, пьющих и таскающих, кому приносят и кто разливает, кто продает и получает прибыль (от хамра), кто покупает и кому покупают...» (Тирмизи).
Когда вышеупомянутый аят из суры «Аль-Маида» был ниспослан, Пророк (Мир ему) сообщил: «Поистине Аллах запретил хамр. И кто услышал этот аят, а у него [есть] что-то из напитков (хамра), пусть не пьет и не продает их». Передавший этот хадис сообщил: «И люди взяли все, что у них было (из хамра), и вылили на улицы Медины»(муслим).
Поскольку целью Ислама является перекрыть все пути, ведущие к хараму, для мусульманина является также запретным продавать виноград человеку, зная, что он будет делать из него хамр. Хадис гласит:
«Если кто-то, собирая виноград во время уборки, вознамерился продать его иудею, христианину или кому-либо еще (даже если он мусульманин), производящему хамр, тот прыгнет прямо в Ад с открытыми глазами» (Табарани).
Так же как мусульманину запрещена продажа алкоголя, и получение от нее прибыли, точно также недопустимо дарить его кому-либо, пусть это будет христианин, иудей или любой другой человек. Алкогольные напитки не могут быть получены или преподнесены мусульманином в виде подарка, поскольку Ислам является благом и мусульманин дарит только благое и не принимает ничего, кроме благого.
Пересказывают, что один человек преподнес Пророку (Мир ему) бочонок вина в подарок. Пророк (Мир ему) сказал ему, что Аллах запретил это.
— А можно его продать? — спросил человек.
— Тот, Кто запретил это пить, также запретил это продавать, — ответил Пророк (Мир ему).
— А можно подарить это иудею? — спросил человек.
— Тот, Кто запретил это, также запретил дарить это иудею, — сказал Пророк (Мир ему).
— Тогда что мне делать с ним? - спросил человек.
— Вылей его на землю, - ответил Пророк. (хамиди)
В таком же духе мусульманину наказано воздерживаться от застолий со спиртным. Умар передал, что он слышал, как Посланник Аллаха (Мир ему) говорил: «Тот кто верит в Аллаха и в Судный День, не сядет за стол, где стоит хамр»(Ахмед).
Мусульманин обязан искоренять увиденное зло, однако если он не в силах этого сделать, то должен отдалиться от того места и тех людей, которые совершают подобное деяние.
Передают, что праведный халиф Умар ибн Аблуль-Азиз наказывал плетями пьющих и тех, кто сидел с ними, не притрагиваясь к хамру. Когда однажды халифу донесли о группе выпивавших людей, он приказал выпороть их. Ему сообщили, что среди них был постившийся. Он повелел: «Начинайте с него! Разве вы не слышали, что Аллах сказал:
«Аллах прежде предписал вам в Писании, чтобы вы, внимая знамениям Аллаха, избегали садиться вместе с теми, кто отвергает эти [знамения] и издевается над ними, пока они не заговорят о другом. В противном же случае вы подобны им» (Коран, 4:140).
Всеми своими ясными знамениями Ислам ведет бескомпромиссную борьбу с хамром, стремясь отдалить мусульманина от алкоголя, создавая всевозможные препятствия его употреблению и не оставляя даже маленькой щели для его проникновения.
Мусульманину не позволяется принимать алкоголь ни в большом, ни в малом количестве. Ни под каким предлогом, будь то продажа или покупка, подарок или производство. Ему не разрешается продавать его или держать дома, подавать на праздниках и по другим случаям, предлагать гостям из немусульман, а также смешивать с пищей и питьём.
Общее правило исламского шариата гласит, что мусульманину запрещено есть или пить все, что может привести к мгновенной или постепенной смерти, например яды или вещества, наносящие вред здоровью. Также запрещено есть или пить в больших количествах то, что в таких количествах приводит к болезни. Поскольку мусульманин не думает только о себе, он часть своей религии и своей уммы, то его жизнь, здоровье, имущество и все остальное, что Аллах даровал ему, дано в силу доверия, оказанного ему Господом доверия, которым он не должен пренебрегать.
Всевышний Аллах говорит:
«И не подводите себя к погибели; поистине Аллах к вам милосерден» (Коран, 4:29).
Что касается видов преступлений, наказание за которые не оговорено в Коране или хадисах, мусульманские законодатели могут установить за них те виды наказания, которые они считают целесообразными, например наложение штрафов или тюремное заключение. Такие виды наказания носят название «та'зир»