В Казани стартовал фотопроект выставки "Золотая Орда и Причерноморье" (ФОТОРЕПОРТАЖ)
Давно мечтали увидеть, как выглядела жена Хубилай-хана? Хотели примерить на себя украшения времён Золотой Орды? Или просто перенестись в ту эпоху хотя бы на несколько минут? Тогда вам срочно нужно отправляться на фотопроект выставки «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чинисидской империи», которая в эти дни расположилась в парке имени Горького.
Буквально на днях в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького при поддержке Дирекции парков и скверов стартовал фотопроект выставки Центра «Эрмитаж-Казань» Музея-заповедника «Казанский Кремль» – «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи». За основу были взяты экспонаты выставки, которая ждёт своих посетителей в «Эрмитаже».
Сама экспозиция позволяет ближе и наглядно познакомиться с культурой Монгольской империи, особенно с культурой Улуса Джучи (Золотой Орды), крупнейшего государства кочевников в Западной Евразии. Здесь представлены предметы всаднической и городской культуры монгольских кочевников, пиршественные сосуды, ювелирные украшения, костюмы.
Важное место отведено деталям архитектурного декора и образцам буддийской живописи тюрко-монгольского Востока. Памятники нумизматики Золотой Орды дают представление о развитии денежного дела и денежной политики одного из наиболее крупных монгольских государств XIII–XV веков.
В выставке, которая послужила основой для фотопроекта, оказались собраны около 600 экспонатов из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника, Центрального музея Тавриды, Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, Феодосийского музея древностей, Ялтинского историко-литературного музея, Государственной инспекции историко-культурного наследия Воронежской области, Фонда поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани, Национального исторического музея Республики Беларусь.
Конечно, тяжело, скорее, даже невозможно, выставить фотографии всех 600 экспонатов. Поэтому было решено отобрать 11, среди которых можно найти скульптурный портрет Чаби, жены Хубилай-хана, в образе бодхисатвы. Есть и гульабдан, представленный впервые широкой публике, который представляет собой удивительный ковш из морской раковины.
Благодаря автору снимков, использованных фотопроекте, Евгении Киселёвой, экспонаты эпохи Золотой Орды предстают перед своими зрителями в необычном ракурсе, будучи многократно увеличенными в размерах. К примеру, золотое украшение, которое в реальной жизни не превышает размеры 12*11,5 сантиметров, на фотографии увеличено десятикратно!
Увидеть выставку можно вплоть до 15 сентября.
Для справки: Монгольская империя – это структура, которая сложилась в начале XIII века в результате завоеваний Чингис-хана. В период своего единства она включала смежные территории Центральной Азии, Южной Сибири, Восточной Европы, Ближнего Востока, Китая и Тибета со столицей в Каракоруме.
С начала 1260-х годов, когда отдельные части монгольского мира переходят под контроль старших сыновей и внуков Чингис-хана, крупнейшими её частями становятся государство Юань в Китае, Улус Джучи (непосредственно Золотая Орда), государство Хулагуидов на Ближнем Востоке, и Чагатайский улус в Средней Азии. К началу XIV века единство империи носило скорее формальный характер, напоминающий федерацию фактически независимых государств.
Главенство над всеми улусами номинально принадлежало Хубилаю (1215-1294), внуку Чингис-хана, принявшему титул Великого хана в 1260 году, но ставшего им только в 1266 году после смерти его соперника Ариг-буки.
Чингисиды создали глобальную средневековую миросистему, объединившую пять независимых региональных экономик и культур – Западную Европу, арабский мир, зоны Индийского океана, Китая и Великой степи. В этот период произошло складывание безопасной торговли и инфраструктуры культурных коммуникаций между Китаем, странами Восточного Средиземноморья и Египта.
Особое значение имело возобновление Великого Шёлкового пути. Единая империя создала предпосылки не только для процессов интеграции, но и для обмена между культурами и цивилизациями. Целая система неизвестных ранее явлений, контактов и идей вдохнула новую жизнь в культуру степной части Евразии.
Ильмира Гафиятуллина
Социальные комментарии Cackle