Совет улемов ДУМ РТ разъясняет изменения во времени намазов
ВРЕМЯ НАМАЗА В ЛЕТНИЕ ДНИ СЕВЕРНЫХ ШИРОТ
Как известно из достоверного хадиса, ислам основан на пяти столпах [1], и одним из этих столпов является намаз, выполнение которого происходит в определенные промежутки времени. Всевышний в Коране повелевает совершать пятикратный намаз только в строго определенные промежутки времени. Время каждого намаза обозначено определёнными признаками, исламское право их определяет как причины (сабаб) [2]. Сумерки, зенит, восход закат – это астрономические явления, которые определяют временные границы совершения обязательных молитв.
Сложность изучения данного вопроса обуславливается тем, что на поверхности земного шара существуют такие территории, где в определенные периоды года привычные астрономические признаки не осуществляются: например, не происходит разделения между днём и ночью, то есть наблюдаются такие явления, как полярный день и полярная ночь. Некоторые привычные астрономические явления в регионах, находящихся выше 48 параллели северной широты, в определенное время года полностью пропадают: например, в таких регионах невозможно наблюдать прекращение сумерек, т.е. признаки (сабаб) ночного намаза (иша) и, соответственно, признаки утреннего намаза (фаджр) отсутствуют. К подобным регионам России относится Республика Татарстан, жители которой исповедуют ислам с самого раннего периода распространения ислама в мире, что и сделало их в каком-то смысли пионерами исследования вопроса совершения мусульманского богослужения в условиях астрономических аномалий северных широт. В качестве примера можно привести труд татарского богослова Шихабутдина Маджани «Назурат аль-хакк фи фардыяти аль-иша´ ва ин лям игиб аш-шафак (Истинный взгляд, доказывающий обязательность ночной молитвы, даже если не исчезают сумерки)».
Особенность астрономических явлений в Татарстане
Ежегодно с 5 мая по 8 августа на широте Республики Татарстан на смену ночи, самого темного времени суток, приходят сумерки. Настоящая глубокая ночь, когда на небе отсутствуют следы рассеянного солнечного света, на несколько месяцев покидает эти широты. Ночь с каждым днём сокращается, достигнув продолжительности чуть более двух часов. Это будет продолжаться до тех пор, пока к 8 мая не начнется период так называемых сплошных навигационных сумерек, когда вечерняя заря сразу перетекает в утреннюю, а солнце не опускается ниже 12 градусов от горизонта. Фактически в Казани последняя глубокая (настоящая) ночь без признаков зари продолжительностью около двух часов и десяти минут настанет 4 мая.
Согласно метрологии, сумерки различаются в зависимости от позиции солнца относительно горизонта: гражданские сумерки – солнце находится в диапазоне 0°-6° ниже горизонта, навигационные сумерки – солнце находится в диапазоне 6°-12°, астрономические сумерки – солнце находится на диапазоне 12°-18° [3]. Ночные сумерки бывают двух видов: краснота – солнце находится ниже горизонта на 17°; белизна – солнце находится ниже горизонта на 19° [4]. Исламские богословы относительно настоящих утренних сумерек опираются на белизну. По мнению некоторых, это нахождение солнца на 16°-18° ниже горизонта, по мнению других – 19° [5].
Казань располагается на широте 55°, а все, что располагается на широтах выше 50°, имеет период сплошных астрономических сумерек, то есть эффект пропадания ночи. Летом в северном полушарии солнце неглубоко опускается за горизонт, поэтому мы наблюдаем светлые ночи – сплошные сумерки. Зимой солнце дольше и глубже находится за горизонтом, и период сплошной темной ночи после астрономических сумерек затягивается на несколько часов. Но еще в большей мере продолжительность сумерек зависит от широты: чем севернее, чем ближе к полюсу, тем дольше длятся сумерки. Происходит это по чисто астрономической причине: чем дальше от экватора расположено место, тем более косо спускается там солнце к горизонту.
Таблицы начала и конца сумерек для разных широт публикуются в астрономических ежегодниках. Но для составления программы наблюдений достаточно воспользоваться многочисленными специальными ресурсами интернета, где после введения широты и долготы места выводится годовой график освещенности [6].
Обязательность совершения намаза в северных широтах
После того, как большинство учёных пришло к единому мнению относительно обязательности ночного намаза в странах северных широт, они также пришли к единому мнению относительно приблизительного определения времени намазов. Однако среди них возникли расхождения во мнениях относительно того, каким образом происходит это приблизительное определение. Одни ученые сказали, что время ночного (иша) и утреннего намаза (фаджр) определяется по аналогии с территориями, близкими к экватору, где время намазов не сильно изменяется. Такое мнение упоминается в трудах сирийского ученого Мустафа Зарка и индийского ученого Мухаммада Хамидуллы [7]. Отправной точкой для данного мнения служит то, что они не считают исчезновение зарева заката одним из условий окончания времени вечернего намаза (магриб) и наступления времени ночного намаза, по их мнению, разрешается совершать ночной намаз практически сразу после вечернего намаза, но только после того, как пройдёт небольшой период времени.
Другая группа ученых считала, что определение времени должно происходить по аналогии с соседним регионом, т.е. путем исчисления разницы временных границ с ближайшей территорией, в которой присутствуют все астрономические явления, и перенесением полученных данных на свою территорию. Это мнение является основным в шафиитской правовой школе, а также к нему склоняется большинство современных исламских исследовательских центров, в том числе Совет по исламскому фикху при Лиге исламского мира. Постановление Совета указывает на то, что жители стран, в которых нет чёткого разграничения между временем ночного и утреннего намазов, то есть время вечерней зари после заката переходит в начало утренней зари, определяют время, исходя из исчезновения зарева в ближайшей для них местности. Также это мнение приводится в трудах татарского богослова Шихабутдина Маджани.
Их доказательством является аналогия с определением времени намазов в хадисе, описывающим приход Даджаля. Относительно того, каким образом происходит определение времени намазов, известный богослов шафиитской правовой школы ан-Навави сказал: «На востоке есть местности, где ночи короче, и зарево у них не исчезает, поэтому начало времени ночного намаза у них наступает после того, как с захода солнца пройдёт время, за которое на ближайшей к ним территории исчезает зарево заката» [8] .
Проанализировав мнения учёных в вопросе необходимости совершения ночного намаза, а также в вопросе определения времени ночного намаза (иша) и утреннего намаза (фаджр) в регионах северных широт, опираясь на исследования современных ученых и богословское наследие татар в лице Шихабуддина аль-Марджани и Абдуннасыра аль-Курсави, Совет Улемов Духовного управления мусульман Республики Татарстан за последние 10 лет принял несколько важных решений относительно определения времени молитвы. Самое значимое состоялось 29 июня 2011 г.
На заседании Совета улемов ДУМ РТ был поставлен вопрос об Утверждении графика времени молитв на второе полугодие 2011 года и времени сухура в месяц Рамадан. В заседании участвовало 11 членов Совета улемов. Изучение протоколов заседания указывает на то, что решение об изменении времен намазов не было легким для экспертов. Некоторые религиозные деятели не спешили отказываться от методики определения времени намаза, которую практиковалась до 2011 года. Данная методика отчасти была похоже на методику Мустафы аз-Зарка, который предлагал закрепить полуторачасовой временной интервал на период исчезновения признаков ночи. Однако это методика была верна только отчасти, так как полуторачасовой временной промежуток в советских календарях был установлен на весь год, а не только на летний период светлых ночей. Окончательным решением была принята методика, согласно которой определение времени должно происходить по аналогии с соседним регионом, располагающимся на широте 45 градусов севернее экватора, что соответствует населенным пунктам Астраханской области. Данное мнение является основным в шафиитской правовой школе, также оно приводится в трудах Ш. Марджани и Г. Баруди, что, безусловно, можно назвать продолжением богословских традиций волго-уральского региона.
Следует отметить, что данная проблема спустя столетия не потеряла своей актуальности для современного мусульманского богословия, что объясняется не только этноконфессиональным возрождением самосознания мусульманских народов России, но и ростом численности мусульманского населения в странах северных широт.
Доктор исламских наук Р.М. Нургалеев.
Литература
Абу Давуд С. Сунан Аби Давуд. Каир: Дар ар-рисаля альалямия, 2009. В 7 т.
Аль-Бухари М. Аль-Джами ас-сахих. Бейрут: Таук ан-наджа, 2002. В 9 т.
Аль-Марджани Ш. Назурат аль-хакк фи фардыяти аль-иша´ ва ин лям игиб аш-шафак. Казань: Хузур, 2015 - с.335.
аль-Курсави А. аль-Иршад ли-ль-гибад. Казань: И. Н. Харитонов, 1903 – 68 с.;
аль-Маргинани А. аль-Хидая. Каир: ас-Салям, 2000. В 4 т.
Ан-Насаи А. Ас-Сунан аль-кубра. Бейрут: Муасасса ар-рисаля, 2001. В 10 т.
Ан-Насафи А. Канз ад-дакаик. Бейрут: Дар аль-Башаир, 2011 – с. 728.
Ан-Нисабури М. Аль-Муснад ас-сахих. Бейрут: Дар ихъя ли турас, 2009. В 5 т.
Аз-Зарка М. аль-Акль ва аль-фикх фи фахм аль-хадис. Байрут: Дар аль-Калам, 1996 – 124 с.
Аз-Зухайли М. Фикх аль-ислями ва адиллятуху. Дамаск: Дар аль-Фикр, 2007. В 10 т.
Ибн - ‘Абидин М. Дурр аль-мухтар аль-хашия. Бейрут: аль-Магрива, 2000. В 12 т.
Коран. Перевод смыслов. И.Ю.Крачковский. Москва: Феникс, 2020 – 543 с.
[1] Сборник хадисов Бухари, № 8.
[2] Согласно основам исламского права причина (сабаб) – это то, что является основанием для осуществления или существования чего-либо другого, в то же время отсутствие которого является субъективным основанием неосуществления или несуществования этого. Иными словами, это причина, порождающая следствие, отсутствие которой приводит к отсутствию следствия именно по этой причине.
[3] Там же. С. 62.
[4] Розенберг Г.В. «Сумеречные явления, их природа и использование для исследования атмосферы» // Успехи физических наук РАН. т. 79 с. 444. – М., 1963.
[5] Решения и фетвы Европейского совета по фетвам и исследованиям. С.112. – Бейрут, 2013.
[6] Специализированный ресурс подсчёта годового график освещенности: https://ivan.ivanych.net/twcal/
[7] Мустафа аз-Зарка. Рассуждения и юриспруденция в понимании пророческих хадисов, стр. 124.
[8] Ан-Навави М. Аль-Маджму шарх аль-мухаззаб т. 3 с.41.
Islam-today
Социальные комментарии Cackle