муллы
-
«Пришлось смириться»: каково было положение мулл в Российской империи?
В существовавшей в России духовной иерархии ислам вместе с иудаизмом находился лишь на третьей ступени, вслед за господствующим православием и стоявшими ступенью ниже другими христианскими исповеданиями.
-
Чем занимались муллы в Российской империи, помимо основной деятельности?
Большинство мулл имели дополнительные доходы, так что пожертвования прихожан во многих случаях являлись лишь подспорьем к тому, что они приобретали личным трудом.
-
Какой была семейная жизнь Шигабутдина Марджани?
Каким был материальный достаток мусульманского духовенства? Как веди они семейную жизнь? И что отличало их от прихожан?
-
Почитают, боятся и уважают: влияние муллы на татарское общество
Если кто-нибудь не воздерживался от пищи и питья во время Рамазана, односельчане тотчас хватали его и вели к мулле. Мулла же мог намазать ему лицо сажей и в таком виде выгнать на улицу на обозрение и осуждение.
-
Мулла вместо ЗАГСа: как имамы были хранителями метрик
Объем приходской метрической книги чаще всего составлял 200– 250 листов. В ней было несколько разделов: наречение имени, никах, развод, умершие. Записи в метрические книги производились сразу после совершения акта.
-
Мусульманские обряды как неотъемлемая часть татарского быта
Этническую жизнь татар просто невозможно представить без исполнения таких мусульманских обрядов, как Коръэн уку – чтение Корана, дога кылу – чтение молитв, садака олэшу – раздача милостыни. Они являлись стержнем таких событий, как свадебные торжества, наречение имени, похоронно-поминальный комплекс.
-
Хранитель культуры и традиций: почему мулла в татарской деревне был всем
Мулла в татарской деревне был всем: «совершитель» молитвенных обрядов, учителем детей, советником во всех житейских делах и даже судьей. Неудивительно, что муллы пользовались у татар огромным влиянием и уважением.
-
Масонские ложи и тайные общества: как муллы доказывали свою непричастность к ним?
Архивные материалы фонда Казанского губернского правления показывают интересные факты выбора кандидатов на должности хатыбов и имамов. Подавляющее большинство избранников были потомственными муллами. Умирал старый мулла, муэдзин, и на их место избирался сын или брат (последнее случалось реже).
-
Между народом и государем: какую миссию выполняло духовенство в царской России?
Известный этнограф Карл Фукс во второй четверти XIX века, описывая жизнь татар, отмечал: «В пятницу, в полдень, Джумага-намазы имеет: ики ракэгат тахийя мечеть намазы, дюрт ракэгатъ суннет; после этого мулла идет на кафедру и читает хутьбу; по окончании хутьбы мулла читает молитву за Русского Государя…».
-
Дуа за здравие императора и особые запреты: за что муллы могли лишиться должности в Казанской губернии?
Государство, учитывая влияние мулл на прихожан, стремилось сформировать и закрепить в татарском общественном сознании почитание к русскому самодержавию, воспитывать мусульман в духе преданности Российскому престолу.
-
Почему муфтию Российской империи отказали в просьбе увидеть святые реликвии ислама?
Во время аудиенции у османского султана Абдулхамида II муфтий Мухамедьяр Султанов попросил дозволения посетить святые реликвии ислама. Какой ответ он получил и почему?
-
Третий муфтий Российской империи: верность власти, прививки и никахи со справкой
После смерти Габдессаляма Габдрахимова благодаря поддержке петербургских сановников Габдулвахид Сулейманов был назначен Николаем I на должность нового муфтия. Особый указ императора был подписан 19 июля 1840 года. За годы своей работы в Уфе Габдулвахид Сулейманов сделал много преобразований в Духовном собрании.