Жизнь и творчество одного из самых выдающихся поэтов Востока

Добыл ты много благ земных, но к новым не стремись:

Земное благо тянет вниз, святое благо — ввысь.

Алишер Навои

Эти строки принадлежат одному из выдающихся поэтов мира Востока, убеждённому гуманисту, мыслителю, государственному деятелю – Низамаддину Миру Алишеру Навои, жившему в 1441-1501 годах. И сегодня мы познакомим вас с его непростой жизненной судьбой, пронизанной вечными скитаниями и одиночеством, откроем мир его творчества, которое и по сей день не просто будоражит умы любителей поэзии и философии, но и не перестаёт изучаться специалистами в этих сферах.

Родился Алишер Навои 9 февраля 1441 года в семье известного государственного чиновника Гиясаддина Кичкине в Герате, которая тогда была столицей Хорасана (ныне территория современных Узбекистана и Ирана). О происхождении Алишера Навои до сих пор ведутся дискуссии среди специалистов. Спорными считаются 2 версии: согласно первой, он является потомком уйгурских бахши (сказителей), а если взять за основу вторую версию, то его принадлежность восходит к монгольскому племени барласов, выходцем которого был сам Тимур.

Отец будущего просветителя был выходцем из известного монгольского племени Барлас и был дружен с другими тимуридскими семьями, составлявшими элиту власти в городе. С самого детства мальчик был окружён людьми творческими, отдавшими свою жизнь служению искусству.

К примеру, один дядя Навои - Абу Саид – был литератором, а другой – Мухаммад Али – известным музыкантом и каллиграфом. С юных лет будущий поэт мирового уровня воспитывался наравне с детьми властьпридержащих семей, а его наперстник и лучший друг детства Султан-Хусейн Байкара впоследствии и вовсе стал правителем Хорасана.

Навои получил хорошее всестороннее образование, а свои «университеты» юноша проходил в Герате, Самарканде и Мешхеде. Одним из любимейших учителей тогда ещё совсем юного Алишера был Джами – знаменитый поэт и философ того времени, который разглядел в молодом начинающем поэте глубокий художественный дар, и на протяжении всей жизни был для него верным другом и единомышленником.

Как поэт Навои проявил себя уже в 15-летнем возрасте. Что интересно, он одинаково прекрасно владел как тюркскими языками, так и фарси, что расширило для него простор творчества. В 1466-1469 годах талантливый юноша продолжил своё обучение в медресе Мешхеда и Самарканда – столице Тимуридского государства, познавал философию, логику, математику и другие науки.

Когда к власти пришел Хусейн Байкара, который и сам был поэтом и сторонником искусства, Навои тут же в срочном порядке вернулся в родной город и был призван ко дворцу в качестве мулазима (то есть приближённого) правителя, а в 1469 году уже получил первую должность – хранитель печати.

В 1472 году Алишер Навои получил повышение и был назначен визирем (советником), награждён титулом эмира. Пользуясь своим положением и авторитетом, Навои оказывал огромную поддержку музыкантам, поэтам, художникам, калиграфам, пользовался огромной популярностью среди простого народа.

Именно по инициативе Навои в Герате было развёрнуто масштабное строительство – на берегу городского канала Инджил возвели общественный научно-просветительский комплекс, который включал в себя библиотеку, медресе, ханаку и больницу.

Байкара ценил талант и способности Навои. Алишер поддерживал правителя во многих реформах, но наиболее ярко его поддержка проявилась непосредственно в расцвете культурной жизни Герата. В этом Байкара был солидарен с Навои: он сам писал стихи под псевдонимом Хусайни и поощрял деятельность учёных и творческих личностей.

Именно в эпоху Навои в Герате было организовано сообщество поэтов (Навои, Джами), историков (Мирхонд, Хондамир), музыкантов, каллиграфов, художников (Камалиддин Бехзод). Также заслугой Навои является тот факт, что в Хорасане соорудили свыше 20 мечетей, 10 ханаков, 20 водоёмов, 16 мостов, многочисленные дамбы и мавзолеи. В числе заслуг Навои – восстановление Соборной мечети Герата XIII века, при котором использовались работы лучших каллиграфов того времени.

Визирь также занимается и развитием ремёсел среди местных жителей: ткачества, ковроделие, гончарное и ювелирное искусства. Герат превратился в процветающий культурно-ремесленный центр Востока. Ряд объектов, по сообщениям историков, визирь построил на собственные средства и совершил много благотворительных актов для бедняков: раздавал одежду, устраивал обеды для нуждающихся.

Несмотря на высокое социальное положение и приближённость ко двору, жил Алишер Навои очень скромно, вёл аскетичный образ жизни и ни разу не был женат. Будучи несгибаемым приверженцем идей гуманизма, поэт даже при дворе боролся против средневекового деспотизма и произвола, обличал злоупотребления и необузданную жестокость знати, процветающее корыстолюбие и взяточничество, защищал интересы неимущего класса, частенько решая дела в пользу несправедливо обиженных.

Естественное, такое его поведение не могло остаться без внимания. В итоге гнев знати, которая всё чаще стала высказываться о назначении наказания Навои, практически достиг предела, и Хусейн Байкара, чтобы не доводить до крайностей, решил отправить своего друга в далёкую провинцию Астрабад, назначив его там правителем.

Но недолго суждено было Алишеру Навои править – потерпев крах всех надежд на справедливое переустройство существующей системы правления страны, которая буквально раздиралась на мелкие кусочки наследниками династии Тимуридов, поэт и просветитель принимает решение оставить государственную службу и вернуться в Герат. Происходило всё это в 1488 году. С этого момента Навои сосредоточился лишь на творческой деятельности – единственном, что доставляло ему настоящее удовольствие.

Восточный мир лишился гения Низамаддина Мира Алишера Навои 3 января 1501 года, когда ему исполнился 61 год.

Интересно, что поэт писал на двух языках и использовал разные псевдонимы – на тюркском он подписывался Навои (что в переводе означает «мелодичный», от слова наво – «музыка»), а на персидском – под именем Фани (что значит «бренный»). 

За свою жизнь Навои написал свыше 3000 газелей, которые потом были объединены в специальные сборники – диваны. Дошедшее до нас литературное наследие знаменитого поэта тяжело переоценить, его труд велик и многогранен – порядка 30 сборников стихов, поэм, научных работ и поэтических трактатов, которые полностью раскрывают духовную жизнь в Средней Азии конца XV века достались нам в наследство от великого деятеля Востока.

Принято считать, что венцом его работы является «Хамса» - сборник из пяти поэм, основанных на народном эпосе. И по сей день его считается одной из лучших в данном жанре за весь период его существования. В «Хамсу» Навои входят поэмы «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Стена Искандера», которые были написаны в разное время.

Первое произведение цикла поэт написал в 1483 году, где описал события, происходящие в государстве: произвол знати, феодальные войны, угнетение бедных – и даже дал этому моральную оценку. Год спустя он пишет романтические поэмы «Лейли и Меджнун» и «Фархад и Ширин», используя мотивы народных сказаний. В этих произведениях воспеваются не только чувства влюблённых, но и проблемы религии, социального неравенства, бедноты.

Также в этот период написана поэма «Семь планет», в которой в иносказательной форме автор критикует отдельных представителей правящего клана Тимуридов. И, наконец, завершающей пятой поэмой стала «Стена Искандера» о жизни знаменитого полководца и завоевателя Средней Азии Александра Македонского, известного на Востоке как Искандер Зулькарнайн.

Ещё одним весомым вкладом Алишера Навои в литературную деятельность своего времени было введение староузбекского языка, наряду с фарси, в творчество литераторов. До него никто прежде не писал на тюрки, считая его слишком грубым для стихосложения.

В качестве итога своего жизнеописания Алишер Навои составил диван «Сокровищница мысли», в котором объединены четыре цикла: «Чудеса детства», «Редкость юности», «Диковины средних лет» и «Назидания старости». Это произведение, собравшее свыше 2600 газелей, считается наиболее ярким образцом лирики Навои, которое породило множество крылатых выражений, цитат и афоризмов.

Последними произведениями Навои стали поэмы «Язык птиц» (1499), философско-аллегорическое произведение, и трактат «Возлюбленный сердец» (1500), воспевающий идеального, с точки зрения поэта, правителя. Его труды переведены на десятки языков мира, а книги и рукописи хранятся в крупнейших библиотеках мира…

«Пускай святыня далека, ступай в суровый путь,

А не достигнешь — всё равно ей благодарен будь» (Алишер Навои).

Ильмира Гафиятуллина

Также по этой теме читайте:

Социальные комментарии Cackle