Начало: Мусульмане Пороховой слободы. Интересные факты и события
Дорогие читатели, в одном из наших публикаций мы уже знакомили вас с историей Пороховой слободы города Казани. История Пороховой слободы начинается в 1786 году, когда по указу императрицы Екатерины II в окрестностях Казани началось строительство Казенного порохового завода. После Охтинского и Шосткинского пороховых заводов это был третий завод в Российской империи.
Согласно утверждениям Шигабудина Марджани, еще до строительства порохового завода, в окрестностях будущей слободы существовало мусульманское поселение, в котором стали обживаться татары-военнослужащие, отставные солдаты и крестьяне из близлежащих аулов Заказанья. В последующем эта часть Пороховой слободы, где стали компактно проживать мусульмане, получила название «махалля Барудия». Это название происходит от арабского слова «баруд», что означает «порох».
Главными достопримечательностями махалли Барудия стали две деревянные мечети и русско-татарская школа, в которой в 1902- 1912 годах преподавал известный татарский общественный деятель, писатель и драматург Гафур Кулахметов (1981-1918).
Первая мечеть в Пороховой слободе была построена в 1805 году (по официальным документам в 1811 году) на деньги казанского мещанина Мусы бин Мунасиба аль-Менгери. После пожара в 1837 году на ее месте мусульмане построили двухэтажную мечеть, которая в народе стала известна как «Барудия» или «Первая пороховая».
Другая мечеть была построена в 1899 году на средства купца Ахметгали Рафикова. Поэтому в народе ее называли «Рафиковской» или «Второй пороховой». К сожалению, обе мечети в советское время были отняты у мусульман, а затем снесены.
Единственным напоминанием о былой истории мусульман Пороховой слободы является забытое кладбище, которое находится рядом с современной мечетью «Рамазан» (между современными улицами Восстания и Окольная). Это кладбище возникло в начале 19 века на окраине махалли Барудия Пороховой слободы. Оно стало последним пристанищем для многих мусульман, работавших на Пороховом заводе, предприятиях промышленников Алафузовых, а также близлежащих торговых пристанях.
Во время Великой Отечественной войны на восточном крыле кладбища стали хоронить солдат из близлежащего госпиталя. Поэтому появились могилы людей разных национальностей и конфессий. Само кладбище действовало вплоть до 1960-х годов. Сейчас кладбище можно условно поделить на мусульманскую и православную части.
Лишь недавно кладбище стало привлекать внимание исследователей. В 2017 году группа ученых во главе с казанским историком Айдаром Гайнутдиновым провела изучение мусульманских могильных камней кладбища. К сожалению, самые первые могильные камни не сохранились. Из сохранившихся могильных камней самый ранний относится к 1841 году. Учеными было выявлено и изучено всего 146 могильных камней, которые относятся к захоронениям между 1841 и 1928 годами.
К сожалению, большое количество могильных камней разрушены, побиты или опрокинуты, а сами могилы находятся в заброшенном состоянии. Хотелось бы, чтобы мусульмане и жители Казани обратили внимание на это кладбище и чаще проводили специальные субботники по его уборке и благоустройству. Нужно беречь свою историю и уважительно относиться к могилам предков.
Мухсин Нурулла