Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган (1890-1970) в свое время исследовал происхождение древних тюрков по первоисточникам. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году им была издана книга «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.
Islam-today предлагает вниманию читателей главы из указанной книги.
Владения Тимура не достигли тех пределов, которые были завоеваны в свое время Чингисханом, однако между обоими правителями было много сходства. Каждый из них пользовался огромным уважением со стороны своих воинов и тех народов, которых силой оружия и неограниченной властью подчинили себе. Они оба обычно нападали на противника только после того как тщательно изучат силы и мощь его войск, а также весь его экономический и политический потенциал, а потому у них была полная уверенность в том, что их ожидает только победа.
И все же между Тимуром и Чингисханом были и значительные различия. Тимур, во-первых, был намного просвещеннее, чем его предшественник. Правда он не имел систематического образования, не оканчивал школы или медресе, но прекрасно владел тюркским и монгольским языком, а помимо этого свободно мог изъясняться на персидском языке. В результате общения и интереса к наукам, он знал Ислам и предметы по мусульманской религии. Тимур проявлял повышенный интерес к исторической науке и имел знания по истории древних тюрок. Глубине его познаний восхищались даже некоторые именитые ученые, встречавшиеся с ним.
Рассказами о славных подвигах своих великих предков он вдохновлял окружающих себя воинов. Кроме того Чингисхан отдавал предпочтение лишь шаманизму и в государственном устройстве и духовной сфере весьма прохладно относился к иным религиям. Тимур помимо шаманизма был убежденным мусульманином. Мусульманские улемы пользовались в его лице большим уважением. Он остерегался нововведений в религии, для него было неприемлемо все, что считалось недозволенным - харам по Шариату. Он вел непримиримую борьбу с развратом и пьянством в своих владениях. Во время завоевательных кампаний Тимур старался искоренять все, что связано с бид’атом, преследовал шиитов, то есть все то, что противоречило его духовным и политическим устремлениям.
Он провозглашал себя рьяным сторонником Сунны, последователем обычаев и традиций своих предков, истинных татарских норм и правил жизнеустройства. Чингисхан в вопросах управления государством и законотворчества учитывал интересы своего государства, принимал во внимание обычаи и традиции народов. Тимур в этом смысле в основном следовал за Чингисханом, так как не считал себя настолько способным государственником как его предшественник.
Вполне вероятно, что это обстоятельство отразилось на продолжительности существования того государственного строя и жизненного уклада, который был заложен этими правителями. Известно, что империя, созданная Чингисханом, сохраняла свои границы и после смерти правителя в течение целого века, а государственный строй и уклад, основанный Тимуром, прекратил свое существование сразу же после его кончины.
Кроме того Тимур не был столь сдержан и последователен в своих военных действиях и государственном строительстве, чем Чингисхан. Последний проявлял сдержанность, тщательно взвешивал все плюсы и минусы, просчитывая все вперед. Однако следует признать, что у обоих этих выдающихся правителей были общие черты, которые сближали их – чрезвычайно огромная воля, энергия, глубокий ум и самоотверженность.
Islam-Today