Мы мало знаем о жизни Юнуса Эмре, потому что доступные нам источники скудны и противоречивы. Почти обо всем значимом в жизни Юнуса Эмре нам удается узнать из его собственных стихов.
Империя великих турок-сельджуков, основанная в Хорасане к середине XI века, уже расширила свои границы до земель Малой Азии. Византийская империя, владевшая Малой Азией, начала крестовые походы, чтобы защитить свои границы от турок-сельджуков.
Армии крестоносцев потерпели поражение в битвах против них, и турки-сельджуки установили превосходство над византийцами, завоевав Малую Азию. Однако вскоре после этого Империя великих турок-сельджуков распалась – образовалось отдельное государство турок-сельджуков в Малой Азии, в то время как крестовые походы все еще продолжались.
Самое читаемое: Путешествуем по мусульманскому миру вместе с поэтами ислама
Таким образом, не только сама Малая Азия была разрушена длительными войнами, но и государство турок-сельджуков в Малой Азии также было серьезно ослаблено, несмотря на их крупные победы над армиями крестоносцев.
Народ Малой Азии, уже ослабленный и опустошенный крестовыми походами с Запада, теперь стал жертвой грабительских атак монголов с востока. В 1231 году, когда монголы вошли в город Сивас в центральной Малой Азии, они устроили там массовую резню мирного населения.
К тому времени, как армия турок-сельджуков прибыла, монголы уже отступили, растворившись в остальной части Малой Азии.
Прямым следствием этих повторяющихся набегов монголов на Малую Азию было разделение ее народа, без того слабого и немощного, на множество отдельных княжеств – бейликов.
Власть государства сельджуков была теперь настолько слабой, что она распалась политически, а поскольку армия была неспособна защитить своих подданных, отдельные общины собирались вокруг местного правителя – бея или султана.
Это было началом процесса, который укрепил ряд местных правителей и султанов. С одной стороны, местные правители в жесткой конкуренции боролись друг с другом; в то же время они выступали против власти сельджукского правителя, продолжая бороться с монгольскими нашествиями.
Это было время крайних волнений и смут, происходивших из-за различных трудностей, свалившихся на жителей Малой Азии.
Именно в это ужасное время появился на свет великий поэт и суфий Юнус Эмре. Он провел всю свою жизнь, пытаясь установить мир и единство в Анатолии как своими идеями, так и своими делами.
Читаем вместе: Достоверно установлено место жительства тюркского поэта и суфия Юнуса Эмре
Для этого он много путешествовал среди местных правителей, объясняя им значение единства и мира. Его великая заслуга заключалась в том, что он распространял эти идеалы как среди знати, так и среди простого народа.
Среди историков и ученых существует единое мнение в отношении того, что долина реки Сакарья – это место, где появился на свет Юнус Эмре. А если быть более точным, это произошло примерно в 1240 году в деревне Сарыкёй близ города Эскишехир.
В юности, когда Юнус Эмре жил со своей матерью в этой деревне, он обнаружил в себе странности, ощущения непохожести, которое иногда погружало его в одиночество. Большую часть времени Юнус Эмре бродил один по виноградникам и садам в глубоком созерцании.
Однажды, снова бродя в одиночестве, он столкнулся с «печальным водяным колесом». Поднимая и опуская воду из ручья для полива виноградников и садов, водяное колесо издавало звуки, как будто оно рыдало и стонало.
Он был поражен звуками водяного колеса, потому что его стон фактически передавал его собственное состояние инаковости, его одиночество в этом мире.
Продолжение следует…