Тревожный период в жизни Марджани

Этот год проходит под знаком выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889).

В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию  богослова.

Islam-today продолжает публикацию глав из этой книги.

К тому времени возвратился из хаджа прежний имам первой мечети Сагид хазрат. Он весьма сожалел о том, что оставил свой пост и решил воспользоваться охлаждением отношений между Ибрагим баем и Марджани, чтобы вернуться на должность имама. Он стал проявлять активность в этом направлении, выказывать признаки внимания и почтения Ибрагим баю, участвуя в его меджлисах. Наконец, подвернулся удобный момент и удалось «состряпать» письмо, в котором Марджани обвинялся в том, что совершил обряд бракосочетания – никах невесте, которая не достигла совершеннолетия. Несмотря на то, что дело было, как говорится, шито белыми нитками, под прикрытием авторитета Ибрагима бая, 8 зульхиджи 1270 года/ 21 августа 1854 года Марджани был лишен указа и отстранен от службы в мечети и преподавательской деятельности в медресе. Сагид хазрат немедля занял  освободившееся место имама. Вся эта возня нанесла большой урон учебному заведению и десяткам талантливых шакирдов, которые подавали большие надежды в учебе.

«Мы отказываемся обучаться у иного педагога, так как считаем это пустой тратой нашего времени», такие реплики звучали из уст учащихся, но после того, как было объявлено о том, что не желающие посещать занятия Сагита хазрата будут изгнаны из медресе, часть шакирдов скрепя сердцем была вынуждена смириться, а несогласные разбрелись по другим учебным заведениям. Это событие негативно отразилось и самом Марджани. Он, потеряв надежду проявить себя в просвещении в городе даже задумывается об отъезде из Казани. В письме, адресованном одному из своих близких друзей хазрат пишет: “Если здесь не представится возможность заняться просвещением, буду вынужден отправиться в Исламское государство, перебраться в Багдад. Об этом мы узнали из уст Шакира ибн Мухаммаджана Казакова. В то время все муллы города ополчились против Марджани, а потому вполне допустимо, что подобные мысли могли зародиться в голове опального хазрата.

Однако после пересмотра дела было установлено, что никакой вины за Марджани нет. “Столь высокообразованный и уважаемый человек по чьей-то прихоти не может быть лишен своей должности и должен поскорее вернуться к исполнению своих обязанностей. Кого-то иного нам не нужно”, так заявили представители общественности и прихожане. Они составили коллективную петицию, так называемый приговор, дело было передано Министру внутренних дел, состоялось повторное расследование и спустя год 12 шавваля 1271 года/17 июля 1855 года Марджани вновь был утвержден имамом. Важную роль в решении этого вопроса сыграл казанский полицмейстер Шагиахмет Алкин, отец присяжного поверенного Саидгерея эфенди Алкина. В связи с этим представим отрывок из книги «Мустафадель-ахбар», в котором Марджани, упоминув Шагиахмета Алкина, подчеркивает что он может служить образцом для многих мурз и затем приводит воспоминания самого Шагиахмета эфенди: «В бытность мою полицмейстером Казани ко мне обращалось множество состоятельных людей и служителей культа, которые стремились опорочить Марджани.

Они все настаивали на том, чтобы я дал ход заявлению об отстранении его от должности имама. Я обещал им оказать содействие, однако вникнув в суть дела, понял, что этими людьми движет зависть и недобрые чувства, а потому принял решение помочь своим единоверцам в благом деле – взять под свою защиту такого видного ученого каким был Марджани и сделал все зависящее от меня, чтобы не навредить ему. Так что свое обещание мне пришлось аннулировать, и слава Всевышнему я приблизился к истине».

После того, как Марджани был возвращен маншур-указ, он, как педагог, настрадавшийся от бесконечных придирок Ибрагима бая, добился, чтобы Духовное собрание вынесло решение о том, что никто из посторонних лиц не имеет права вмешиваться в учебный процесс и его внутренне устройство. После этого многие его прежние шакирды возвратились к своему наставнику и преподавание в медресе возобновилось. Таким образом, ему открылась возможность в течение нескольких лет спокойно работать в учебном заведении. А вот отношение Ибрагима бая к очагу просвещения и его материальной поддержке в корне изменилось – он перестал обращать внимание на состояние и нужды медресе. Бай  стал совершенно безразличным к потребностям заведения, ремонту здания и его оснащению.

Islam-Today

С книгой о Марджани в арабской графике можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com.

Социальные комментарии Cackle