Жизнь мулл в Российской империи: особые награды и служба до смерти

Для обозначения мусульманского духовенства власть использовала термин «мулла». Под этим словом подразумевались все духовные лица магометанского исповедания, за исключением высших, т.е. муфтия и членов ОМДС и низших: муэдзинов или азанчеев (сборник циркуляров ии иных руководящих распорожений по округу ОМДС).

В Российской империи мусульманское приходское духовенство в округе ОМДС не имело особых льгот, не принадлежало к духовному сословию. В глазах государства мусульманские духовные лица оставались представителями того сословия (крестьян, мещан, купцов), из которого «вышли», должны были, наряду с другими, выплачивать соответствующие налоги и нести повинности.

Из числа некоторых льгот, которые имели муллы наравне со служителями культа других конфессий империи, можно отметить, что они не платили подомной (дворовой) подати. Во время избрания на должность прихожане общим решением могли освободить муллу от несения некоторых повинностей, приняв их на себя.

Читайте также: Как контролировали мусульманское духовенство в Российской империи

По Высочайше утвержденному мнению Государственного совета от 20 февраля 1850 года духовные лица мусульманского исповедания были освобождены от телесного наказания, предусмотренного законом за различные проступки. А по ст. 1419 «Уставов духовных дел иностранных исповеданий» издания 1896 года от телесного наказания освобождались не только духовные лица Оренбургского магометанского округа, но также их дети. За заслуги духовные лица могли быть удостоены высочайших государственных наград.

До введения в 1874 г. всеобщей воинской повинности мусульманское приходское духовенство с 1850 г. пользовалось правом личного освобождения от рекрутства. Но после военной реформы положение изменилось. Льгота об освобождении от всеобщей воинской обязанности на них не распространялась. Обычно муллы зачислялись в ополчение ратником, о чем получали свидетельство «О явке к исполнению воинской повинности».

Это давало им право, находясь в резерве, исполнять обязанности духовного лица. Лишь законом от 23 июня 1912 года мусульманские духовные лица округа ОДМС были освобождены от несения воинской повинности.

В 1855 году был введен возрастной ценз для занятия мусульманских духовных должностей: кандидаты на должность ахунов, мухтасибов и мударрисов должны были иметь возраст не менее 25 лет, на должность хатибов и имамов – 22, муэдзинов – не менее 21 года.

Местные органы власти контролировали Духовное собрание в вопросах соблюдения возрастного ценза. Предельный возраст, до которого религиозный служитель мог исполнять свои обязанности, не имел ограничений. Все зависело от желания прихожан, где духовное лицо служило, или от самого муллы.

Нередко муллы служили до своей кончины. Архивные документы свидетельствуют, что большинство мулл перед смертью или отставки (по разным причинам) оставляли на свою должность сына или родственника, избираемого приходом.

Амишев Р.И.

Социальные комментарии Cackle