Духовное управление мусульман Татарстана объявило этот год Годом татарских богословов.
Целью мероприятий, проводимых ДУМ РТ в этом году, является изучение, пропаганда и популяризация традиционного татарской богословской мысли, издание книг, проведение научных конференций и симпозиумов.
В связи с этим Islam-today обратился к ученым-историкам, религиозным деятелям и педагогам поделиться своими мыслями и предложениями по вышеуказанной проблематике.
Наш собеседник педагог, кандидат исторических наук, имам мечети села Нижняя Майна Аксубаевского района и директор средней школы Рафик хазрат Насыров:
- Действительно, как мы знаем, прошедший год у нас в республике проходил под знаком духовного наследия выдающихся религиозных деятелей и ученых и нынешний год является своеобразным логическим продолжением той большой работы на перспективу, которая развернута и заявлена ДУМ РТ. Главное в этой деятельности, на мой взгляд, состоит в сохранение нашего народа, его национальной самобытности, религиозных, культурных и национальных традиций.
Islam-today: Хазрат, какие, по вашему мнению, имеются пути в реализации этой программы, донесения ее до молодежи, широкой общественности?
Р.Насыров: Самый простой и доступный путь через телевидение. Сегодня в каждом доме имеется телевизор, и проще простого предложить вниманию теле-аудитории интересные передачи, посвященные нашей истории, духовному и культурному наследию. Мне помнится подобные передачи в 1990-е годы проводились. Их вел известный писатель и публицист Рабит Батулла, однако цикл этот продолжался недолго.
Есть также возможность размещения таких материалов на популярных сайтах в интернете. Безусловно, важное и нужное дело – издание книг, особенно активизировалось книгоиздание в последние годы с организацией Издательского дома «Хузур». Нетрудно представить, насколько это требует больших вложений и ресурсов, с учетом реалий сегодняшнего дня. Однако чтение книг сегодня не в почете, ведь теперь почти вся молодежь, да и школьники имеют средства мобильной связи и интернет.
– Имена и взгляды ученых прошлого и их наследие, таких как Абдуннасир Курсави, Шигабутдин Марджани, Ризаэтдин Фахрутдинов, у нас на слуху, а кого бы вы еще назвали в этом ряду? Кого из властителей дум из глубины веков мы вспоминаем не так часто и их труды до последнего времени остаются в забвении?
– Таких религиозных деятелей и выдающихся личностей у нас великое множество. Взять хотя бы Мавля Кули, Суфи Аллахияра, Меллу Габди, Абдуссаляма, Абдулманнана Муслими, Тажутдина Ялчигула, Абульманиха Каргали, Шамсутдина Заки, Хусаина Фаизханова, Мифтахутдина Акмуллу, Али Чукри, Исмаила Гаспринского, Зайнуллу Расули, Юсуфа Акчуру, Абдурашита Ибрагимова, Садри Максуди, братьев Буби, Мусу Бигиева и этот список можно еще долго продолжать. Ведь их труды и сочинения в прошлом были недоступны, так как издавались небольшими тиражами и не могли доходить до широкого круга читателей. Причем все, что тогда создавалось и выходило из-под пера пишущего, будь то образцы поэзии или прозы, путевые заметки или очерки из бытовой жизни были насыщены религиозным содержанием, рассматривались под углом зрения Ислама и канонов Шариата.
– А кого из наших современников, религиозных деятелей и ученых, внесших достойный вклад в сокровищницу богословской мысли, вы могли бы отметить?
– Пока кроме сочинений покойного Валиуллы хазрата Якупова иных современных улемов мне не приходилось читать.
– Хазрат, мы живем во время, когда милостью Всевышнего открылись все возможности для соблюдения религии, есть мечети, медресе, издается много книг, имеются множество полезных мусульманских сайтов в сети Интернет, однако до сего дня татарская интеллигенция, интеллектуальная элита за редким исключением сторонится Ислама, что мешает ей сделать первый шаг?
– Наши интеллектуалы и элита - часть татарского народа. Потому в каком состоянии наш народ – в таком положении и его интеллигенция. В отличие от общей массы, взгляды элиты сформировались под влиянием той идеологии и тех идей, которыми их воспитывали и обучали сначала в школе, а затем и в высших учебных заведениях. А мы знаем на чем основывалась эта идеология – на воинствующем атеизме и безбожии.
– Доводилось ли вам общаться с вашим земляком, известным религиозным деятелем Габдулхаком хазратом Саматовым? Что особенно запомнилось вам из этих встреч, и как вы оцениваете его вклад в мусульманскую культуру нашего народа?
– Да, мне посчастливилось несколько раз встречаться и беседовать с Габдулхаком хазратом. У меня были с ним довольно откровенные и содержательные встречи. Кстати, он себя никак не причислял к когорте видных ученых, видимо, в силу своей природной скромности. Он считал себя исключительно религиозным деятелем. И на наш взгляд это вполне соответствует реальной действительности. Трехтомное собрание сочинений, изданное в 2006 году в Казани в форме вопросов и ответов, это, по сути, популярное богословское издание и научным трудом назвать его сложно. История Ислама среди татар в своей основе построена именно на такой популярной и доступной для восприятия читателя форме. Следует еще помнить и о том, что Габдухак хазрат жил в советский период и он является представителем того периода. Сложно сегодня представить человека, который бы превосходил по уровню и глубине знаний религии Габдулхака хазрата.
Помнится, как-то раз я задал ему вопрос о том, что как быть путнику-мусульманину в зимний период когда световой день весьма краток и приходится читать несколько намазов с опозданием. В своем ответе он был предельно краток: «Сей путник переступает границы дозволенного в мазхабе, однако соблюдает Шариат!» Как историк, занимающийся краеведением, я интересовался у него сведениями о его роде-племени и истории его родного села, более того мы долго говорили о его земляке, известном Галиасгаре Чагадае-Гафурове, одиозной личности, который вошел в историю тем, что отошел от веры, и посвятил себя борьбе с Исламом. Габдулхак хазрат в деталях поделился своими воспоминаниями детства и рассказал, что перед кончиной Чагадай принес покаяние и вернулся в Ислам.
– Каковы на ваш взгляд пути пропаганды духовного наследия прошлых поколений? Как педагог, скажите, возможно ли сегодня, в непростой для татарской национальной школы действительности донести до учащихся наше духовное наследие? Какими способами и какими путями можно это осуществлять?
– Все зависит от желания и стремления педагога. Ведь во время проведения любого мероприятия или урока есть такая возможность. Складывающаяся ситуация в системе образования не благоволит к национальной школе, однако это не должно служить препятствием для воспитания в учащихся любви к своим национальным корням и религии. И все же для осуществления своих замыслов у педагогов широкое поле работы. Каждый учитель составляет самостоятельно свою рабочую программу, и в нее в качестве национально-регионального компонента можно включить многое из национальных и религиозных аспектов.
Рустам Магдеев
Понравилось интервью? Пожалуйста, сделайте репост, поделитесь материалом с друзьями по facebook!