Профессор Файзулхак Ислаев: "Трудно согласиться с тем, что сегодня богословские ориентиры все еще не определены"

На IV Всероссийском Форуме татарских религиозных деятелей была принята Концепция «Ислам и татарский мир». В дискуссии, развернувшейся на страницах Islam-Today в связи с Концепцией, принимают участие крупные ученые и религиозные деятели, педагоги и писатели.

Экспертную оценку Концепции «Ислам и татарский мир» представил доктор исторических наук, профессор Института развития образования Файзулхак Габдулхакович Ислаев:

Актуальность концепции определяется прежде всего тем, что до настоящего времени документа, призванного консолидировать татар на основе исламских ценностей, не существовало. Концепция является первым обобщающим документом по данной проблематике.

Знакомство с концепцией убеждает нас в том, что авторам удалось довольно точно определить место ислама в татарском обществе, выявить специфику татарского ислама, отразить основные аспекты исламского видения актуальных проблем современности во всей их динамике и противоречивости, взвешенно проанализировать особенности ислама на разных этапах татарской истории, отметить роль в этом процессе традиций, институтов государства и ислама. Настоящая концепция еще раз убеждает нас в том, что роль и значение ислама во многом предопределялась поиском консенсуса между мусульманами и государством в меняющейся социокультурной ситуации, политических и конфессиональных предпочтений. В этом плане концепция является существенным ориентиром, способствующем успешному и позитивному решению одной из важнейших социокультурных задач по консолидации татар в современной России.

Концепция структурирована и состоит из 12 разделов. Первый раздел посвящен краткому изложению прошлого ислама с момента его принятия до настоящего времени с акцентом на ключевые события. В целом данный раздел отражает объективный исторический процесс в татарском мире, за исключение некоторых сюжетов.

Вместе с тем имеется ряд предложений и замечаний.

На наш взгляд, следует более четко написать о том, что:

Желательно более четко и ясно определить выдающуюся роль татарских общин (махалля) и мусульманских религиозных деятелей (абызов, мулл, имамов) в сохранении традиционной исламской культуры после потери татарами государственности.

В 1788 году было принято решение о создании Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, а Собрание стало работать в декабре 1789 г.

Система духовного образования у татар не прерывалась, и в этом заключается фундаментальное отличие татарской системы образования от других; 

Некорректно сравнивать количество мечетей в Казанской губернии с количеством мечетей по всей стране во времена СССР, лучше сравнивать данные по всей царской России.

По нашему мнению, трудно согласиться с выводом о том, что в настоящее время все еще не определены богословские ориентиры и основные принципы функционирования ислама. Они, по сути, давно определены нашими выдающимися учеными-богословами прошлого, о чем, кстати, свидетельствует следующий раздел «Богословские ориентиры татарского народа», который по существу является ключевым разделом концепции, где авторы попытались определить особенности татарского ислама и его богословские традиции. Замечаний по этому разделу у нас нет, но есть пожелания:

По третьему разделу «Ислам и нации»:

Четвертый раздел «Ислам и вопросы власти» посвящен сложной проблеме взаимоотношений ислама с властью и по объему является самим большим. На наш взгляд, было бы целесообразнее:

Пятый раздел «Отношение к проблеме войны и мира. Веротерпимость» посвящен осмыслению понятия «джихад».

По седьмому разделу «Мусульманская община (махалля) у татар» существенных замечаний нет, кроме редакторской правки.

Восьмой раздел «Мусульманское образование» посвящен определению ориентиров в образовании. Целиком поддерживаю идею об отношении к духовному и богословскому наследию татарского народа как к единому целому. Действительно, давно пора избавиться от устаревшего деления на прогрессивные (джадидитские) и консервативные (кадимистские) направления. Такой подход лишает возможности использования разностороннего опыта в сфере образования: в татарской модели мусульманского образования дореволюционного периода джадидизм представлял собой своеобразную форму светской модели образования, кадимистские учебные заведения продолжали лучшие традиции мусульманской учености.

По девятому разделу «Ислам и семейные ценности» замечаний нет.

Десятый раздел «Ислам в мультикультурном мире»:

Одиннадцатый раздел «Ислам в информационном пространстве».

Тринадцатый раздел, самый незначительный по объему, посвящен социальным проблема с точки зрения Ислама. К сожалению, данный раздел оказался наименее разработанным и ограничился только констатацией наличия в обществе множества нерешенных социальных проблем.

В целом, по нашему мнению, документ своевременный и необходимый может послужить делу консолидации татарского народа с использованием потенциала Ислама.

Рустем Магдеев, Казань

Понравился материал? Пожалуйста, сделайте репост! Расскажите в социальных сетях о концепции "Ислам и татарский мир"

Социальные комментарии Cackle